Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности использования методики имманентного анализа текста на примере стихотворений А.С. Пушкина

Дата публикации: 2022-10-01 21:00:40
Статью разместил(а):
Кумина Оксана Валерьевна

Особенности использования методики имманентного анализа текста на примере стихотворений А.С. Пушкина

Автор: Кумина Оксана Валерьевна 

МБОУ "Гимназия № 161", Екатеринбург 

 

Аннотация: В этой статье автор предлагает использовать имманентный анализ поэтического текста как методический приём, помогающий учащимся осмысленно и продуктивно анализировать стихотворения, приём способствует включению детей в активную работу на уроках литературы, реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова: имманентный анализ, поэтический текст, стихотворение, деятельностный подход.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современный учитель должен организовать свою работу согласно требованиям обновленного стандарта образования, методологической основой которого стал системно-деятельностный подход. Это значит, что на каждом уроке, в том числе и на уроках литературы, необходимо включать детей в активную работу, организовывать их поисковую деятельность.

Анализ поэтического произведения – частый вид работы на уроках литературы. Нередко такой анализ сводится к ответам на определённые вопросы. Вот некоторые из них:

1. Когда написано стихотворение?

2. Какие события из жизни автора повлияли на возникновение замысла произведения?

3. Какие образы появляются в стихотворении?

4. В чем особенности композиции произведения?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Несомненно, анализируя с обучающимися текст стихотворения, учитель ставит перед собой цель постичь авторский замысел, понять идею произведения. Но если писатель следует от мысли и идеи к написанию произведения, то было бы логично предположить, что, анализируя текст, нужно пройти обратным путем – от текста к замыслу. Значит, имманентный анализ текста, то есть не выходящий за пределы того, о чем прямо сказано в тексте, должен предшествовать анализу более полному, с дальнейшим привлечением биографических справок и историко-литературного контекста.  

М.Л. Гаспаров указывает на три уровня анализа стихотворения, на которых располагаются все особенности его содержания и формы. «Первый, верхний, уровень - идейно-образный. Второй уровень, средний, - стилистический. Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой».

Первый уровень, возможно, самый важный и в то же время самый неразработанный, «уровень строения поэтического произведения - уровень топики, уровень идей, эмоций, образов и мотивов, все то, что обычно называют "содержанием"», - будет в основе сравнительного анализа стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Такой подход поможет учащимся понять, что часто интуитивно подобранное автором слово и создает тот самый смысл, выражает ту самую мысль, которую стремился передать поэт. Такой способ анализа помогает увидеть связь формы и содержания, воочию убедиться в том, что через внутреннюю структуру текста формируется его идейная составляющая. Начинать такой анализ лучше с определения общего настроения каждого стихотворения. Учащиеся обязательно отметят радостный настрой, жизнеутверждающие интонации в «Зимнем утре» и грустное впечатление от «Зимнего вечера».

Затем дадим характеристику предметного плана стихотворений, произведём разбор их понятийного состава. Для этого нужно выделить, возможно, подчеркнуть все существительные, которые встречаются в этих текстах. Какие получаются группы слов? Дадим название каждой строфе, исходя из этого набора.  

Итак, «Зимнее утро». Первая строфа – явления природы, сопряженная с ними красота, яркое утро, звезда севера. Во второй строфе - тоже пейзаж, но связанный с непогодой, эта картина вызывает удручающее впечатление. В третьей строфе окружающий мир принимает конкретные очертания, это уже не просто мороз и солнце, а снег, лес, ель, иней и речка подо льдом. В четвертой строфе картина резко меняется. Перед нами комната с печью и лежанкой, санки, которые тесно связаны с предметной группой последней строфы, где снег, конь, поля, леса и берег. Мы видим, как с третьей строфы постепенно происходит сужение поля зрения.

В первой строфе стихотворения «Зимний вечер» – непогода, представленная бурей, мглою и вихрем, в ней звучит и зверь, и дитя одновременно. Впечатление очень сильное! Вторая строфа: лачужка, а в ней друг-старушка, веретено. И завыванья слышны уже за окном (сужение поля зрения). В третьей строфе старушка уже не друг, а подружка, и все здесь о переживаниях юности, появляется отвлеченность в существительных «сердце» и «горе», желание перемен звучит в словах о море, синице и девице. Еще грустно, но песня скрашивает настоящее. В четвертой строфе объединяются картины страшной бури первой строфы и теплой дружбы третьей.

Посмотрим теперь, какими прилагательными подчеркнуты эти существительные, какие качества и отношения выделены в художественном мире этих двух стихотворений.

Обратим внимание на прилагательные по строфам сначала в первом стихотворении:

1 строфа:

чудесный

прелестный

северной

Здесь прилагательные создают чарующую картину морозного дня.

2 строфа:

мутном

бледное

мрачные

печальная

Во второй строфе все прилагательные связаны с непогодой, грустное, тяжелое чувство вызывает такой набор определений.

3 строфа:

голубыми

великолепными

прозрачный

Снова восхитительный зимний вид. Интересно, что краски здесь представлены не только прилагательными, но и глагольными формами: блестя, чернеет, зеленеет, блестит. Так создается реальность и зримость чудного пейзажа.

4 строфа:

янтарным

веселым

бурую

В комнате все противопоставлено зимней картине, в ней тепло и янтарь связаны с огнем печи. Но, ощущая противопоставление на уровне физическом, мы не видим антитезы на уровне чувств. Обе картины приятны: тепло домашнего очага и радость бодрого зимнего дня.

5 строфа:

утреннему

милый

нетерпеливого

пустые

густые

милый

Теперь нам нужно отметить дважды повторённое прилагательное «милый». Конечно, это совсем не случайно. Обращаясь к своему «милому» другу, герой приглашает разделить с ним радость поездки по «милым» же сердцу местам. Чувство гармонии и любви ключевое в таком завершении стихотворения.

Итак, прилагательные очень точно подчеркивают качества существительных и помогают создать настроение каждой строфы. Четко видно соответствие непогоды, описанной во второй строфе, и прилагательных, характеризующих её. Много внешней и внутренней характеристики, но если оценка, то положительная (великолепными). Все подчеркивает приятность чувств. 

Прилагательных в стихотворении «Зимний вечер» численно меньше.

1 строфа:

снежные

обветшалой

запоздалый

Унылая картина создается этими словами-прилагательными, «запоздалый» явно вызывает ощущение нервного напряжения и даже страха.

2 строфа:

ветхая

печальна и темна

Поле зрения сужается, мы видим ветхую «лачужку». Как тут не вспомнить комнату из стихотворения «Зимнее утро»! Мы чувствуем значительное отличие печальной и темной лачужки здесь от веселой янтарной комнаты там.

3 строфа:

добрая

бедной

Как видим, прилагательных очень мало. Они связаны с чувствами героя: «добрая» подружка скрашивает одиночество, помогает пережить несчастья настоящего («бедной юности»).

4 строфа:

снежные

добрая

бедной

Надо отметить, что присутствует объединение страха от переживания бури в природе и в жизни через слияние в одной строфе определений, относящихся к внешнему миру и к внутренним переживаниям героя.

Красочности в этом стихотворении меньше. Прилагательные подобраны с целью дать внутреннюю характеристику предметам (печальна, темна, бедный, добрая), внешние же характеристики безрадостны (обветшалый, ветхий). Драма душевная подчеркивается, оттеняется «драмой» за окном.

На следующем этапе нашего анализа работаем с глаголами и причастиями, деепричастиями. Если работа ведется в 5 или 6 классе, то можно не объяснять особенности этих частей речи, просто указать, что в них присутствует действие.

Отметим их в стихотворении «Зимнее утро».

Выделяем глаголы состояния, а также слова, которые состояние выражают (помнишь, злилась, желтела, блестя, чернеет, зеленеет, блестит, озарена, думать, знаешь), а затем и глаголы действия (дремлешь, проснись, открой, явись, носилась, сидела, погляди, лежит, трещит, запречь, скользя, предадимся, навестим).

Последних, казалось бы, и больше, но действенность их ослаблена тем, что почти все они даны в будущем времени или в повелительном наклонении, как нечто еще не реализованное, тогда как глаголы состояния - в прошедшем и настоящем времени, как реальность. Мы видим, что внешне выраженных действий в «Зимнем утре» почти нет, все это еще мечта, желанное, но неисполненное. И тем не менее авторский взгляд объективен, мир представлен яркими картинами внешнего.

А что в «Зимнем вечере»? Там присутствуют такие глаголы состояния, как приумолкла, утомлена (краткое причастие), дремлешь. Много глаголов действия - кроет, крутя (деепричастие), завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, выпьем, спой, жила, шла. Глаголов состояния совсем мало, все они во второй строфе, где внутренние переживания героя выходят на первый план, а вьюга отступает, воет уже там, за окном. Тем не менее они представлены прошедшим или настоящим временем, и оттого они реальны, как важны и реальны те переживания, которые присутствуют в этой части стихотворения. Глаголов действия гораздо больше, все времена здесь представлены: и прошлое, и настоящее, и будущее – как указание на то, что перемен ждать не стоит, картина статична: было вчера, есть сегодня, как будто будет и завтра. И тут мы видим субъективность авторского взгляда на мир, внутреннее перевешивает внешнее.

Заканчивая такой анализ, нужно теперь обратиться к характеристике пространства и времени стихотворений. Пространство первого представлено сильнее, оно наглядно, протяженно, развернуто вширь и ввысь. Кинематографичность картин ярко выражена. Сначала общий план (мороз и солнце, северная Аврора, звезда севера), затем сужение (небо, луна и тучи) и, наконец, крупный план одной комнаты, чтобы в следующей строфе снова расшириться (поля, леса и берег). Время тоже ощутимо в стихотворении «Зимнее утро». Это слова «день», «вечор», «нынче», «утренний», «недавно». Вспомним и уже разобранные нами глаголы из этого стихотворения, они, в основном, стоят в будущем времени или в повелительном наклонении. Таким образом, вырисовывающийся перед нами художественный мир представлен не только «здесь и сейчас», но и ожиданием воплощения мечты.  Эта мечта зрима, очень близка, связана напрямик с приятными переживаниями героя.  

В стихотворении «Зимний вечер» пространство выражено слабее. И хотя присутствует чередование «общих» и «крупных» планов, здесь это непоследовательно (буря, небо, вихри и тут же кровля, окошко; лачужка, веретено и море), и в конце снова возврат к привычной уже картине непогоды, как замкнутый круг для героя. В нем более скромны и приметы времени, это слова «юности», «поутру». Но все они о несбывшемся, об утраченной радости жизни, о «бедной» юности, и наречие «поутру» тоже указывает на связь со словом «юность». Жизнь как будто остановилась для героев стихотворения, надежды на перемены почти нет. Это доказывает и набор лекических средств, и анализ пространственно-временной характеристики стихотворения.

Теперь пришло время сравнить начальные впечатления, которые были отмечены учащимися после первого чтения стихотворений, с результатами проведенного нами анализа.  Вывод становится очевидным: от интуитивно осознанного настроения через детальный разбор содержательной части мы пришли к авторской идее, убедились, как тесно связана форма выражения с основной мыслью, представленной в тексте. Так реализовался творческий замысел поэта.  

Хочется верить, что такой деятельностный подход к анализу, прямая включенность учащихся в процесс помогут не только организовать качественную работу с поэтическим текстом, но и разовьют в детях художественное чутье, научат смысловому чтению, разбудят желание больше узнать об авторе и его произведении. И это будет уже следующий этап работы. 

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов, Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20.

  

. . . . .