Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Плюсы и минусы дистанционного обучения на примере средней школы

Дата публикации: 2022-10-24 23:13:10
Статью разместил(а):
Крюкова Екатерина Ивановна

Плюсы и минусы дистанционного обучения на примере средней школы

Автор: Крюкова Екатерина Ивановна

ОЧУ СОШ «Потенциал», г. Москва

 

Аннотация: В данной статье автор раскрывает содержание понятия «дистанционное обучение», а также указывает на положительные и отрицательные моменты в организации такого формата обучения в средней школе.

Ключевые слова: средняя школа, дистанционное обучение.

 

В эру информатизации и технического прогресса, каждая сфера деятельности, организации, предприятия, компании пытаются вводить и рассматривать вариант дистанционной работы. Система образования уже задолго до сложившейся ситуации с новой коронавирусной инфекцией, внедряла дистанционное обучение на базе различных специализированных платформ. Данный вид обучения использовался широко, правда, с различной интенсивностью. Но в условиях пандемии абсолютно все образовательные организации перешли на дистанционное обучение [3].

Под данным видом обучения понимается взаимодействие ученика и учителя на расстоянии, но при этом сохраняются все компоненты обучения с применением специфических технических средств [2]. Иными словами, это особые средства и способы обработки и представления учебного содержания, а также доставки его до ученика. Так, обучающиеся школ впервые плотно познакомились с системой дистанционного обучения. Давайте рассмотрим плюсы и минусы данного вида обучения на примере учеников средней школы.

Итак, в первую очередь важно отметить, что изложение одного и того же материала, в традиционной форме и дистанционной имеют ряд отличий. Самое значимое связано с восприятием материала, то есть, нет контакта с учителем, нет диалога с ним, нет обратной связи или она своеобразная. Учителю сложно учитывать индивидуально-личностные качества каждого ученика, приходятся использовать особые виды контроля. Это в свою очередь вытекает в проблему, связанную с мотивацией обучения, которая в школе особенно важна и актуальна. Сложно поддерживать мотивацию обучающихся, и при этом не иметь с ними живого контакта и непосредственного общения.

Другой проблемой является необходимость тьютора, то есть помощника ребенка, который сможет помочь ему организовать работу в процессе дистанционного обучения. И тем самым должен помогать в развитии самоорганизации. В реалии тьюторами выступают родители школьников. И здесь у родителей могут возникнуть различные проблемы. Например, связанные с контролем выполнения задания ребёнком, или установление контакта с учителем в случае каких-либо вопросов или трудностей. Есть родители мало мотивированные, с которыми сложно поддерживать связь в случае, если ребёнок не выполняет задания или еще хуже не появляется на уроках. Другие, наоборот, готовы выполнять все задания за ребенка, тогда стоит задать вопрос о том, какая же будет самоорганизация у ребенка, если все выполняется помощниками.

Конечно, здесь важно отметить, что присутствие родителей является и плюсом. Потому что они могут наблюдать за тем, как происходит обучение или контролировать то, что выполняет ребенок в виде заданий и какой в итоге результат именно у их ребенка. А кто-то из родителей готов включиться в дистанционное образование и помогает своему ребенку, направляет его вместе с учителем. Далее, особо важным моментом является то, что школьников средней школы необходимо обучить пользоваться различной литературой и использовать материал, который они получили, в том числе из сети интернет. Потому что это умение облегчает и расширяет возможности самих обучающихся в освоении необходимого содержания [4].

Также важно сделать акцент на том, что, к сожалению, на сегодняшний момент не все дети и их родители имеют дома необходимые технические ресурсы. Несмотря на то, что многие платформы имеют возможность работы с телефонов и смартфонов, отнюдь это также не всегда решает проблему, особенно в семье, где несколько детей или в дальних сельских поселениях, где может не работать сеть интернета. Во время пандемии, многие специализированные сайты и платформы "рушились" от количества посещений, то есть они не справлялись с работой, аналогичная ситуация была с электронными почтовыми ящиками и самой сетью интернет.

Необходимо также сказать о санитарных нормах. Ребенок не должен находиться за компьютером более 15 минут в течении часа. Поведение детей, которые сидят за мониторами в процессе дистанционного обучения, может быть разным. Так, к примеру, ребёнок средней школы может встать и уйти с занятия или не выйти в «эфир», потому что проспал. Ребенок может отвлекаться на внешние раздражители.

Из минусов для учителей, в первую очередь, важно отметить сложности, которые связаны с контролем усвоения полученных знаний. С формой контроля, которую учитель выбирает сам. В традиционной форме он помогает школьникам организовать себя, настроиться на работу. В дистанционной форме сложно понять, кто и как выполняет работу: ребенок или его родители. Какой результат от каждого занятия. Также сложно излагать новый материал, это связано и с тем, что сложно удержать внимание школьников, находясь на расстоянии. Проверка домашнего задания также занимает много времени.

Из плюсов, самое важное это то, что дистанционное обучение является доступным, потому что если не работает сайт, почта, то учителя мобильно и гибко могут подстроиться под любую ситуацию, скорректировать задание и снова направить его обучающимся [1]. Далее, это умение работать с различными источниками и правильно использовать полученный материал, как было отмечено ранее. Социальное равенство – это то, что является также важным. Независимо от места жительства, состояния здоровья, материального обеспечения. То есть ребенок в любом случае может присутствовать на уроке, тогда как в традиционной форме он бы отсутствовал. Это позволяет детям не отставать от программы. Конечно, плюсом является и то, что в образовательном процессе используются новейшие информационные и телекоммуникационные технологии.

Таким образом, можно сказать, что использование дистанционного обучения значительно расширяет возможности образовательного процесса. В обучении детей в средней школе важно задействовать не только их самих, но и родителей, тогда процесс обучения будет совершенствоваться от дня в день.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию / Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005. 

2. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю.Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3. 

3. Пугачев А.С. Дистанционное обучение – способ получения образования / А.С. Пугачев. // Молодой ученый.  – 2012. – № 8 (43). – С. 367-369.

4. Тайлакова Е.В. Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы. / Е.В. Тайлакова, М.Г. Петухова, С.Б. Носова. // Молодой ученый. – 2017. – № 52 (186). – С. 221-224.

 

. . . . .