Работа с одаренными детьми по химии как одно из средств воспитательной работы в современных условиях
Работа с одаренными детьми по химии как одно из средств воспитательной работы в современных условиях
Автор: Трудненко Виктория Анатольевна
ГАПОУ КК "Краснодарский информационно-технологический техникум"
Аннотация: В данной статье рассматривается работа с одаренными детьми, методика преподавания, этапы работы и система поведения с такими детьми. Статья предназначена для учителей средней школы и преподавателей СПО.
Ключевые слова: метод, студент, этапы урока.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных педагогов. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.
«В человеке заключено много задатков, и задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Любому обществу нужны талантливые, одарённые люди. К сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит в этом направлении и от семьи и от учебного заведения. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача учебного заведения – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже на ранних этапах можно встретить таких ребят, которым мало учебника, они ищут ответы на свои вопросы в дополнительной литературе. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы и бытия рождается именно в детстве. Учебное заведение должно заниматься поиском индивидуальности.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения. Одарённые дети – это дети, интеллектуально развитые, высокомотивированные на учебную деятельность, испытывающие удовольствие от умственного труда.
Таким образом, к группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя выявление данных детей, работа с ними во время уроков и во внеурочной время, а также мониторинг участия их в различных интеллектуальных, творческих конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня.
Первый этап. Значение первых уроков для будущих «химиков» очень важно. На первых уроках затрагивают вопросы истории химии, становление знаний о мире, знакомства с историей известных веществ, показывают занимательны опыты, которые поражают воображение детей. Всё это закладывает основы интереса к новому предмету – химия.
Второй этап. На уроках и качестве домашнего задания даю творческие задания, задачи, выходящие за рамки школьной программы, практико-ориентированные задачи. В результате выявляется группа ребят, у которых интерес к химии на достаточно высоком уровне.
Третий этап. Индивидуально-групповые занятия «За страницами учебника химии», где обучающиеся решают олимпиадные задания, выполняют различные проекты, проводят исследовательский эксперимент. К концу года кто-то «отсеивается», но остаются несколько человек – самых стойких и любознательных. Занятия с ними ведутся индивидуально.
Формы работы с одаренными детьми.
Сотворчество педагога и обучающегося сегодня является перспективной тактикой обучения, таким образом, при организации системы работы с одаренными детьми следует использовать следующие технологии: технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры обучающегося); технология личностно-деятельностного подхода; технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности); технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»); метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий); case-технология (умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, практическая направленность); теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).
Важно организовать самостоятельную работу обучающихся с учетом их способностей, отслеживать успехи и проблемы. Решить эти вопросы помогут следующие образовательные технологии: технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ); технология личностно-деятельностного подхода; технология организации самостоятельной работы обучающихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей ребенка); балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (портфолио как инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения); исследовательские технологии, метод проектов (формирование исследовательской культуры обучающегося, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей ребят).
Работа с одаренными обучающимися по предмету «Химия» может быть организована согласно следующим направлениям:
− подготовка и участие в предметных олимпиадах (в очной или дистанционной форме);
− подготовка и участие в проектно-исследовательской деятельности по химии (предметам естественнонаучного цикла);
− участие в работе специальных обучающих программ по предмету (летних школ, лекториев и т.д.);
− участие в «профессиональных пробах» и социальных практиках, связанных с химией.
Список литературы:
1. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157.
2. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2.
3. Качалова Г.С. Формирование базисной компетентности учащихся по неорганической химии: монография / Г.С. Качалова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 153 с.
4. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В. Лабораторные домашние работы по химии в условиях смешанного обучения: практикум для школьников. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. - 92 с.
5. Качалова Г.С. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии и биологии: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. - 60 с.
6. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий // Химия в школе № 10-2005.-с.64.
7. Пак М.С. Основы дидактики химии: Учебное пособие / М.С. Пак. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.