Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка по профориентационной работе "Один день в техникуме"

Дата публикации: 2022-11-10 01:24:32
Статью разместил(а):
Арсентьева Ольга Александровна

Методическая разработка по профориентационной работе "Один день в техникуме"

Автор: Арсентьева Ольга Александровна

ММБОУ "СОШ № 10", станица Медведовская

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об организации профориентационной работы в школе, рассказывает о современной педагогической технологии «профессиональные пробы», с помощью которой осуществляется знакомство обучающихся с профессией в виде полного «погружения», обучающегося в профессию. Автор рассказывает о практике проведении профориентационного события в виде экскурсии в учреждение СПО под названием «Один день в техникуме». Описание профессионального события расскажет о правилах, способе проведения, целях, инструментах и соме главное – о результате данного мероприятия.

Ключевые слова: профориентация, профориентационные пробы, профриентационные события, погружение» в профессию.

 

Цель работы: показать на примере профессиональной пробы в виде «Одного дня в техникуме» решение одной значимой государственной проблеме - минимизация ошибочного профессионального выбора обучающегося.

Задачи при реализации работы:

- накопить материал по использованию педагогической технологии «профессиональных проб»;

- помочь обучающимся конкретнее и точнее сформировать свои профессиональные интересы (тип направления профессиональной деятельности;

- помочь выпускнику в самоопределении с выбором профессии;

- научить обучающего соотносить свои возможности и свои интересы;

- «погрузить» обучающегося в реальную студенческую жизнь;

- дать возможность альтернативы в выборе профессии.

Начиная с 2015 года, данное профессиональное событие проводится ежегодно и только с выпускниками 9-х классов СОШ Тимашевского района.

Данное описание профессионального события может применяться как один из методов профессионального информирования, консультирования и интегрированного диагностирования другими ОО, что дает возможность использования предлагаемого материала педагогами, педагогами-навигаторами, администрациями других ОО.

Полученные результаты:

1) 87% списочного состава студентов техникума составляют выпускники Тимашевского района.

2) более 75% выпускников техникума работают по полученной профессии, что говорит о правильности профессионального выбора.

Методическая разработка «Один день в техникуме»

Участие обучающихся в профессиональном мероприятии «Один день в техникуме» - это не эпизодическое событие, а регулярная, ежегодная профориентационная акция, которую организовывают и реализовывают совместно ГБПОУ КК ТТКР и УО Тимашевского района.

Выделим три этапа в организации и проведении события:

1) подготовительный; 2) практический; 3)этап принятия решений.

В подготовительный этап включается разработка конкретного профессионального события (посещение СПО).  

Первый шаг- договор о сетевом взаимодействии ГБПОУ КК ТТКР с УО Тимашевского района  

Второй шаг: создание приказа о реализации плана сетевого взаимодействия системы СПО со школами Тимашевского района. Приказ включает в себя: разработанный и утвержденный календарный график участий и очередности школ; указаны ответственные кураторы, которые выполняют контролирующие функции);

Третий шаг: заключение договора о сетевом взаимодействии МБОУ "СОШ" с ГБПОУ КК ТТКР. Договор касается взаимодействии школы и ОО СПО не только в профессиональной деятельности, но и в воспитательной, техносферной, образовательной, диагностическо-профилактической и др.

Цель подготовительного этапа – минимизировать ошибки в выборе профессиональной деятельности.  Выбор этот должен быть самостоятелен, и исключать какого-либо давления как семейно-родительской власти, так и администрации СОШ.

Задача администрации – организовать поездку группы обучающихся.  

Мы придерживаемся главного принципа события – «не навреди», поэтому заранее проводим предварительную диагностику профессионального выбора и профессиональных интересов обучающихся (устно: предварительные групповые беседы с параллелями, индивидуальные беседы с наставниками, разговор с педагогом – навигатором, письменно- тестирование и диагностика психолога).

Практический этап.

В назначенный день обучающиеся приезжают в техникум. На входе ребят встречают волонтеры и сотрудники-организаторы техникума. В аудитории проходят три теоретических ознакомительных занятия. На переменах обучающиеся могут выходить из аудитории, организовано посещение студенческой столовой (питание бесплатное, за счет принимающей стороны). Ребята общаются со студентами, знакомятся со зданием, изучают информационные стенды, фотографии.

Завершают экскурсию два занятия по гостевому расписанию, обучающиеся приглашаются в профессиональные учебные модули, где их встречают мастера производственного обучения. Профессионалы проводят для гостей практические занятия. Начинаются учебные занятия всегда с инструктажа по технике безопасности, затем идет практика с выполнением обучающимися простых профессиональных действий по предлагаемой профессии (например, «повар-кондитер» - лепят из теста пирожки; «мастер шиномонтажной мастерской» - помогают студенту-наставнику в монтировке колеса; «художник по костюму» -разрабатывают собственный дизайн одежды на заранее подготовленный шаблон человека, «официант-бармен» - занимаются приготовлением кофе и др.).

Занятия и выбор профессии на данный день посещения могут корректироваться, в зависимости от расписания занятости преподавателей и мастеров ОО, а также расписания проведения учебных практических занятий студентов. ГБПОУ КК ТТКР проводят набор и обучение по 10 профессиям на базе ООО.

Профессиональные мероприятия «Один день в техникуме» проводится ежегодно с февраля (по два посещения в месяц, в зависимости от количества заявок от школ), поэтому демонстрации профессий каждый год меняются.

Этап принятия решений.

В группе сопровождения всегда присутствуют сотрудники техникума, или представители воспитательного штаба, психолог, которые отвечают на внезапно возникшие вопросы, а зачастую им приходится развенчивать ошибочные клише и мифы, которые мешают ребятам реально посмотреть на профессию не с чужих слов, а лично. Многие обучающие под давлением родителей, или прислушиваясь к «сарафанному радио», даже не рассматривают возможность поступления на рабочие профессии, предлагаемые в Тимашевском районе (рядом с домом). Стремление уехать на обучение в другие города и районы края подводят родителей выпускников 9-х классов:

- к финансовым затратам (съем квартиры, содержание ребенка, транспортные расходы и др.);

- воспитательным проблемам (неконтролируемые воздействия на несовершеннолетних);

- сильной ситуации тревожности как родителей, так и студентов.

Вывод.

Таким образом, современная педагогическая технология в виде профессиональных проб помогает обучающимся «погрузиться в профессию», «потрогать» профессию руками, понять: нравится – не нравится.  Общение и «погружение» в студенческую жизнь позволяет ребятам посмотреть своими глазами на организацию студенческого уклада и принять ответственное решение в  собственном выборе профессии, а также места и формы обучения. Родители, в большинстве случаев, поддерживают решение детей, основанное не на фантазиях, а на реальных рассуждениях и осознанном ответственном выборе.

 

Литература:

1. Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации», 2022 г.

2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 03.03.2021 г. Р-58 «Методические рекомендации по проведению открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию».

 

. . . . .