Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемы обучения иностранному языку в системе СПО

Дата публикации: 2022-11-10 15:25:50
Статью разместил(а):
Федотова Оксана Николаевна

Проблемы обучения иностранному языку в системе СПО

Автор: Федотова Оксана Николаевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о проблемах обучения иностранному языку в системе СПО и способах решения данной проблемы.

Ключевые слова: проблемы обучения, профессиональная направленность, разноуровневые задания, индивидуальный подход.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Иностранный язык имеет особое значение на современном этапе развития общества, в условиях глобализации и оживленного межнационального общения. Дисциплина «Английский язык» демонстрирует богатство межпредметных связей, содержит разносторонний развивающий потенциал. При правильной организации учебной деятельности, занятия иностранным языком позволяют увеличить образовательные возможности обучаемых.

Я являюсь преподавателем дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в СПО. В системе среднего профессионального образования я работаю 17 лет.

Процитирую выражение британского историка и проповедника Томаса Фуллера: «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика». К сожалению, в общей практике, и в частности в системе профессионального образования, уроки иностранного языка, как правило, не являются высоко эффективными по ряду причин.

Перед преподавателями встают вопросы: «Почему порой трудно обучать иностранному языку в техникуме»? и «Что делать?»

Большинство обучающихся в системе СПО не видят особого смысла в изучении иностранного языка и его практического приложения.

Необходимым фактором повышения мотивации к обучению иностранным языкам выступает профессиональная направленность в обучении. На завершающем этапе работы над лексикой/грамматикой студентам предлагается участвовать в коммуникативных, ролевых играх. Перед этим важно настроить студентов, научить их работать в команде, работать по инструкции, выполнять задания с картинками на карточках.

Еще одним средством привлечения и концентрации внимания студентов на уроках иностранного языка является подача материала посредством мультимедийной презентации. Изображение картинок (например, с изображением действий автомеханика) или карточек-инструкций выводится на экран, а студенты в командах выполняют задания по описанию, разыгрывают сценки-ситуации (например, на СТО).

Большой интерес у студентов вызывает выполнение домашних заданий в виде подготовки сообщений /сочинений в электронном варианте, т.е. когда сочинение оформляется в виде электронного письма преподавателю. Студенты также охотно принимают участие в поиске информации на английском языке для проведения викторин, конкурсов. Накопленный материал преподаватель может затем использовать во время внеурочных мероприятий по английскому языку, с презентацией студентами своих авторских вопросов перед группой.

Для меня самой главной проблемой и основной трудностью явилось то, что студенты приходят с совершенно разным уровнем английского языка. С этим сталкивается каждый преподаватель техникума. Кто-то приступает к учебе после обучения в школе с углубленным изучением иностранных языков. У другого студента на протяжении всего периода обучения был талантливый, требовательный педагог, один, не менялся. Третий настолько интересуется английским языком, что смотрит кинофильмы, читает книги в оригинале, посещает курсы, занимается с репетитором. Это – «одна история». И совсем иная ситуация, когда учителя в школе постоянно менялись, не сложились отношения с педагогом, возник конфликт, а затем и неприязнь к учебному предмету. Еще одно положение дел, когда от нескольких месяцев до нескольких лет в школе отсутствует учитель иностранного языка. К нам так же поступают студенты из близлежащего зарубежья и зачастую ребята плохо понимают русскую речь, что является большой проблемой обучения таких ребят.

Все эти проблемы разноуровневости студентов в системе профессионального образования проистекают из проблем основного общего образования, тянутся «шлейфом» из школы.

Чтобы найти пути решения этой комплексной проблемы, необходимо выявить уровень владения иностранным (в частности, английским языком). Каждый учебный год мы проводим входной контроль в начале сентября. Очень часто – это грамматический тест, показывающий уровень знаний грамматики.

Но иностранный язык – это не только грамматика. Это и восприятие иностранной речи на слух, навыки говорения, письма. Поэтому хочется более широкую картину, нежели пятьдесят вопросов грамматического теста. В процессе занятий выявляются способности и возможности студентов. Но есть ограничения во времени. Следующее занятие может быть через неделю, четвертой или пятой парой по расписанию. Хотелось бы быстро составить картину о сформированности ключевых языковых компонентов, индивидуальный уровень каждого студента и общий уровень группы.

В этом преподавателю может помочь очень полезный, эффективный и в увлекательный образовательный ресурс Puzzle English, который можно использовать в качестве тренажера, самоучителя. Данный ресурс имеет увлекательные видеопазлы, которые тренируют восприятие устной речи на слух, различных категорий: интервью, выступления, телевизионные шоу, мультфильмы, обучение, песни.

Для обучения грамматики имеются ролики, которые так же, как и видеопазлы, можно использовать на занятиях. К каждому занятию по грамматике разработаны упражнения. На сайте имеются различные аудиопазлы, рассылка «Витаминки» и «Плюшки» с очень интересной информацией о разных аспектах английского языка, подкасты, коллекция игр, художественные фильмы и сериалы с двойными субтитрами и объяснением лексических явлений.  

В качестве домашнего задания студенты могут выполнять тесты на уровень английского языка. Они узнают свой уровень по каждому навыку: чтение, аудирование, письмо, грамматика. Таким образом, имеется возможность сформировать представление об уровне каждого студента, о группе в целом.

Очень непросто найти «золотую середину», так спланировать и построить занятие, чтобы студенты с высоким уровнем английского языка не потеряли интерес к изучению, чтобы не показалось им все слишком легко. Есть опасность встать на путь элементарных заданий, если все студенты одной группы пришли обучаться в техникум с уровнем Elementary, и только лишь один с Upper-Intermediate. В то же самое время, в глазах студента с невысоким уровнем можем прочитать непонимание, отчаяние, а затем и полное отсутствие интереса к изучению, угасание мотивационной основы.

Пути решения проблемы?

Часть специалистов склоняются к разделению групп по уровням. «Сильное» и «слабое» звено. У такого подхода есть сторонники и противники. Может возникнуть напряженность между коллегами, в преподавательском составе. Все захотят обучать студентов с более высоким уровнем английского языка. Могут возникнуть конфликты и внутри студенческого коллектива: кто-то – элита, а кто-то «второй сорт». Студент среднего уровня знаний попадает в условно «слабую команду», а он хочет в сильную, а мест уже нет. Подводных камней много.

Более благодатным путем считаю индивидуальный подход и разработку индивидуальных образовательных маршрутов. Существует широкое разнообразие методик индивидуальной работы со студентами разного уровня знаний. Необходимо познакомить студентов со всеми возможностями самостоятельного повышения уровня знаний иностранного языка, объяснить важность самостоятельной работы, самообразования, воздействовать на мотивационную основу студента. 

Преподаватель должен учитывать, что монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к обучению, поэтому необходимо оживить и разнообразить занятие через внедрение активных методов обучения.

Деятельностный подход к обучению эффективно реализуется при внедрении таких технологий, как проблемная дискуссия и проектная деятельность. Проблемная дискуссия и последующая работа над проектом-презентацией должна стать целью и завершающим этапом в работе над обширным лексико-грамматическим массивом, реализацией и проверкой всех студенческих навыков, умений и компетенций. Этим двум видам групповой работы предшествует продуманная подготовка в течение, как минимум, трех занятий. На мой взгляд, все вышеперечисленные виды работы и методические приемы должны служить лексико-грамматическим фоном на начальных этапах подготовки дискуссии или проекта. Так что, вероятно, на младших курсах СПО, где сначала преподаватель должен изучить способности, личностные особенности, взаимоотношения и интересы студентов в своей группе, организовать работу в мини –группах, это будет не чаще 2-3 презентаций в семестр.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главная трудность – разный уровень студентов и отсутствие мотивации.

Путь оптимизации обучения, перспективное направление, которое никогда не утратит своей актуальности– ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

 

Библиографический список:

1. Бикеева А.С. Интеллектуальные игры для школьников Английский язык / А.С. Бикеева – Ростов н/Д: Феникс, 2015.-302 с.

2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова - Ростов н/Д: Феникс, 2010.-315 с.

3. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку  Учебное пособие/ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264с.

4. Нестерова С.В. Вестник Пермского Национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. Том 2, 2016, 160 с. / С.В. Нестерова. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в ВУЗе. С. 128-138.

5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989 г. – 276 с.

6. Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А.С. Комаров. Изд. 2-е – Ростов н/Д – Феникс 2010 - 220 с.

7. Федчунова Е.В. Системно-деятельностный подход в обучении грамматике / Немецкий язык. Все для учителя. № 37, 2015 г., с. 3-5.

 

. . . . .