Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение написанию сжатого изложения по открытому тексту (экспресс-метод)

Дата публикации: 2022-12-05 14:17:29
Статью разместил(а):
Белоусова Татьяна Борисовна

Обучение написанию сжатого изложения по открытому тексту (экспресс-метод)

Автор: Белоусова Татьяна Борисовна

МБОУ «Голицынская СОШ № 1»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об экспресс-методе подготовки обучающихся написанию сжатого изложения за курс основной школы (ОГЭ по русскому языку). Этот метод подготовки хорошо себя зарекомендовал в классах с низким уровнем знаний обучающихся по русскому языку. Используя представленный алгоритм, учащиеся смогут легко справиться с данным видом работы. Приём, описанный в статье, был многократно апробирован на практике.

Ключевые слова: сжатое изложение, экспресс-метод, ОГЭ по русскому языку.

Тематическая рубрика: Cредняя школа, СПО.

 

Написание сжатого изложения-первое из девяти заданий на ОГЭ по русскому языку. Определение «сжатое» является ключевым для выполнения данного вида работы. Изложение должно быть именно сжатым, а не сокращенным или урезанным. При написании сжатого изложения ученик должен сохранить все микротемы исходного текста, передав при этом всю суть текста, важную для его понимания и правильного формулирования главной мысли. Главная задача сжатого изложения - это передача основного содержания в краткой форме, при котором ученик должен использовать основные приёмы сжатия текста.

На экзамене текст в записи прослушивается дважды. Но для того, чтобы обучающимся было легче справляться с этим заданием, целесообразно начать отработку навыков написания сжатого изложения с открытых текстов.

Алгоритм работы над сжатым изложением по открытому тексту:

1.1. Обучающиеся должны уметь:

1. Определять тему текста.

2. Выделять главную мысль.

3. Делить текст на абзацы.

4. Уметь выделить самое существенное в каждом абзаце (микротему).

5. Подчеркнуть выделенное.

6. Сжать каждый абзац, используя методы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

1.2.

1. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, тема часто связана с заглавием текста.

2. Главная мысль – это тот вывод, который ученик делает после прочтения текста (чему учит текст? С какой целью автор написал текст?)

3. Внимательно слушаем текст, выделяя при этом границы абзацев и соотносим их при этом с заявленной микротемой.

4. Микротема – это составная часть общей темы текста. Краткое выражение главной мысли абзаца. Если текст состоит из трёх абзацев, то обязательно должны быть выделены три микротемы. Микротемы связаны между собой по смыслу. Ученик должен выделить в своем изложении все микротемы!

5. При написании черновика изложения необходимо подчеркнуть главную мысль абзаца, то есть нужно понять, для чего и с какой целью этот абзац написан.

6. Использование различных методов сжатия текста.

А) Исключение: нам сначала необходимо выделить главное в абзаце (микротему), а потом отбросить всё несущественное. При этом можно исключить: однородные члены предложения, повторы, вводные слова, цитаты.

Б) Обобщение: при использовании данного приема мы должны отдельные факты объединить, обобщить. Обобщению подлежат однородные члены предложения, части сложного предложения.

В) Упрощение (замена) – это слияние нескольких предложений в одно, замена сложноподчинённого предложения простым, разграничение сложного предложения на несколько простых, замена прямой речи косвенной.

2. Пример написания сжатого изложения по открытому тексту:

· М.Ю. Лермонтов (1814-1841) и А.С. Пушкин (1799-1837) были современниками: 15 лет небольшая разница в возрасте. Так почему же Белинский с такой уверенностью утверждал: «Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»? Даже не другого времени - другой эпохи!

· Вероятно, все дело в том, какими были эти 15 лет ... И отчитывать их нужно не от даты рождения, а от тех лет, когда идет становление человека, формирование поэта - от годов юности и первых стихов. Для Лермонтова это было время, когда в общественной и политической жизни России закончилась одна эпоха и началась другая. Более того, мы можем назвать границу между ними: 1825 года - год разгрома восстания декабристов.

· Пушкину в тот год исполнилось 26 лет. Среди декабристов было немало его друзей и единомышленников. Он видел пробуждение духовных сил России, своими стихами утверждал идеалы «вольности святой». Годы реакции, наступившие после разгрома декабристов, Пушкин встретил зрелым, сложившимся поэтом - и не изменил своим идеалам, своей песне. «Я гимны прежние пою», - писал он в 1827 году в стихотворении «Арион».

· Лермонтову было 12, когда он узнал о казни декабристов. И юность его, и вся короткая жизнь совпали с годами реакции. Он принадлежал к поколению, лишенному надежды, поколению, отравленному скептицизмом (неверием в возможности, истинность добрых чувств и справедливых дел).

(Автор: З.С. Смелкова, Литература как вид искусства, Москва «Флинта-наука», 1998)

3. Вопросы по тексту (для учащихся).

1) Определите тему текста.

2) Выделите главную мысль.

3) Поделите текст на абзацы.

4) Выделите, на ваш взгляд, самое существенное в каждом абзаце.

5) Выделенное подчеркните.

4. Самостоятельная работа с текстом. Во время этого вида работы ученики самостоятельно выделяют(подчёркивают) те предложения, которые кажутся им наиболее существенными для понимания текста. Позже из этих предложений они формируют микротемы.

· М.Ю. Лермонтов (1814-1841) и А.С. Пушкин (1799-1837) были современниками: 15 лет небольшая разница в возрасте. Так почему же Белинский с такой уверенностью утверждал: «Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»? Даже не другого времени - другой эпохи!

· Вероятно, все дело в том, какими были эти 15 лет ... И отчитывать их нужно не от даты рождения, а от тех лет, когда идет становление человека, формирование поэта - от годов юности и первых стихов. Для Лермонтова это было время, когда в общественной и политической жизни России закончилась одна эпоха и началась другая. Более того, мы можем назвать границу между ними: 1825 года - год разгрома восстания декабристов.

· Пушкину в тот год исполнилось 26 лет. Среди декабристов было немало его друзей и единомышленников. Он видел пробуждение духовных сил России, своими стихами утверждал идеалы «вольности святой». Годы реакции, наступившие после разгрома декабристов, Пушкин встретил зрелым, сложившимся поэтом - и не изменил своим идеалам, своей песне. «Я гимны прежние пою», - писал он в 1827 году в стихотворении «Арион».

· Лермонтову было 12 лет, когда он узнал о казни декабристов. И юность его, и вся короткая жизнь совпали с годами реакции. Он принадлежал к поколению, лишенному надежды, поколению, отравленному скептицизмом (неверием в возможности, истинность добрых чувств и справедливых дел).

(Автор: З.С. Смелкова, Литература как вид искусства, Москва «Флинта-наука», 1998)

5. Выделение микротем в каждом абзаце.

Работа над сжатием текста с указанием приемов компрессии (сжатия)

· М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин были современниками, их разделяли 15 лет. Однако Белинский утверждал, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи.

· Вероятно, все дело в этих 15 годах. В России произошла смена эпох, а границей стал 1825 год – год разгрома восстания декабристов.

· Пушкину 26 лет. Среди декабристов немало его друзей. Он видел пробуждение духовных сил России, годы реакции встретил зрелым поэтом и остался верен своим идеалам.

· Лермонтову 12 лет. Его короткая жизнь совпала с годами реакции. Он принадлежал к поколению, лишенному надежды.

6. Методы компрессии, используемые при сжатии данного текста. Ученики называют приёмы сжатия текста (по абзацам).

· I абзац – упрощение.

· II абзац – исключение, обобщение.

· III абзац – исключение, обобщение.

· IV абзац – обобщение, исключение.

7. Написание сжатого изложения по открытому тексту поможет существенно облегчить процесс подготовки к ОГЭ в условиях школьной программы. Наглядность и конкретика помогают учащимся более осознанно подойти к данному заданию, что особенно важно для обучающихся с низким уровнем подготовки. Только после того, как обучающиеся освоят данный вид работы, стоит переходить к работе с аудиотекстами для изложений.

 

. . . . .