Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение написанию сочинению 9-3 (экспресс-метод)

Дата публикации: 2022-12-05 14:23:01
Статью разместил(а):
Белоусова Татьяна Борисовна

Обучение написанию сочинению 9-3 (экспресс-метод)

Автор: Белоусова Татьяна Борисовна

МБОУ «Голицынская СОШ № 1»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о методах экспресс-подготовки к сочинению 9-3 (ОГЭ по русскому языку). Данная публикация должна помочь учителям русского языка в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку. Публикация в педагогическом журнале данной статьи позволит педагогам, использую предложенный алгоритм работы, добиться максимальных результатов за минимальный срок. Предложенный метод неоднократно апробирован педагогом на своих уроках.

Ключевые слова: аттестация, русский язык, ОГЭ, экспресс-метод.

Тематическая рубрика: Средняя школа. СПО.

 

Третьим заданием на экзамене по русскому языку в 9 классе является сочинение-рассуждение. Именно рассуждение (это чётко обозначено). Следовательно, каждый учащийся должен ясно понимать над каким видом сочинения он будет работать.

Что же такое рассуждение? Это наше размышление над какой-то проблемой, в результате размышлений над этой проблемой мы приходим к определённым выводам.

Экзаменационное сочинение пишется по заданному тексту, имеющему, как правило, общественно-социальную направленность и поднимающему проблемы, волнующие молодежь. Что такое дружба, любовь, взаимопомощь, как сделать правильный выбор, как стать настоящим другом?

Успешная работа над сочинением начинается с запоминания алгоритма:

1. Формулировка тезиса (тезис-это утверждение, которое мы должны будем сформулировать и доказать в сочинении).

2. 1-й аргумент (доказательство) к тезису из прочитанного текста.

3. 2-й аргумент (доказательство) к тезису из жизненного опыта или литературного произведения.

4. Вывод. Проще всего начать вводным словом: итак, следовательно, таким образом. Для того, чтобы сделать вывод, достаточно одного-двух предложений.

Таким образом учащиеся должны запомнить, что сочинение состоит из четырёх абзацев, наименьшим из которых является вывод.

Сложным для учащихся может стать формулировка тезиса. Учащиеся могут сформулировать тезис в любом удобном для них виде. Формулировка тезиса экзаменационного сочинения заключается в том, что ученики должны дать формулировку значимых для них определений, например, что такое дружба, взаимовыручка, «золотая полка книг» и так далее. Терминов много, безусловно, все запомнить не сможет никто. Возьмем, например, определение дружба. Как ученик может его точно сформулировать? В этом ему может помочь ассоциативный ряд. Какие слова у нас ассоциируются с этим словом? Помощь, верность, честность, взаимовыручка, душевная близость, умение прийти на помощь в трудную минуту… Формулировка может быть разной.

Отвечаем на вопрос, что такое дружба? Дружба – это отношения между людьми, основанные на душевной близости, верности, честности, умении прийти на помощь в трудную минуту. Дружба- понятие многогранное, которое включает в себя общие интересы, взаимопомощь, умение вовремя прийти на выручку. Очень внимательно читаем формулировку темы сочинения. Например, «Как вы понимаете слово дружба? Что значит быть верным другом?» Даём определение дружбы и отвечаем на вопрос, что значит быть верным другом. «Дружба – понятие многогранное, которое включает в себя общие интересы, взаимопомощь, умение вовремя прийти на выручку. Быть верным другом-значит относиться с доверием и уважением к близкому тебе человеку». Тезис должен быть сформулирован полностью!

Рассмотрим пример написания сочинения-рассуждения на примере отрывка из рассказа «Юшка» Андрея Платонова. Как вы понимаете значение слова Благодарность? Что значит быть благодарным человеком?

«Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? — Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было. Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался: — Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем... — Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал. — А вы кто ему будете? — Родственница, что ль? — Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет ... — Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец. Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца ... С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.» 

Формулируем тезис, что же такое благодарность, какие ассоциации вызывает у нас это слово, какие синонимы мы можем к нему подобрать? Благодарность – это, в первую очередь, признательность, напутствие, доброта, искренность, помощь, служение. Что значит выражать благодарность? Значит быть внимательным, заботливым, добрым.

1. Благодарность – это уважение, признательность человеку за помощь и поддержку. Быть благодарным – значит быть добрым и внимательным к тому, кто заботился о тебе, никогда не забывать этого человека. Яркий пример человеческой благодарности мы видим в рассказе «Юшка» А. Платонова.

2. Девочка-сирота, о которой Юшка заботился всю жизнь, став врачом, приезжает в этот городок, чтобы лечить человека, который всю жизнь о ней заботился и делал всё для того, чтобы она могла нормально жить и учиться. В этом проявляется её благодарность по отношению к Ефиму Дмитриевичу. Так уважительно она называет Юшку. Она искренне любит его и хочет отблагодарить за всё, что он для неё сделал.

3. В повседневной жизни я всё время испытываю чувство благодарности по отношению к своей маме. Я искренне признателен ей за любовь и заботу, которыми она меня окружила. За это я плачу ей уважением и добротой.

4. Таким образом, я доказал, что благодарность – это прекрасное качество, которым должен обладать каждый. Быть благодарным – значит оставаться человеком.

Следует акцентировать внимание обучающихся на том, что сочинение имеет кольцевую композицию. Вступление и вывод связаны между собой и дополняют друг друга.

Объём сочинения не менее 70 слов!

. . . . .