Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация работы по подготовке к выполнению текстовых заданий ВПР и ОГЭ по русскому языку

Дата публикации: 2022-12-11 16:43:51
Статью разместил(а):
Беглярова Айгуль Кадырбулатовна

Организация работы по подготовке к выполнению текстовых заданий ВПР и ОГЭ по русскому языку с учетом их преемственности

Автор: Беглярова Айгуль Кадырбулатовна

МКОУ «СШ № 2», г. Палласовки Волгоградской области

 

Аннотация: В статье представлены содержательный анализ текстовых заданий ВПР и ОГЭ по русскому языку и упражнения из небольших по объему заданий к тексту в рамках подготовки к данным формам контроля знаний.

Ключевые слова: текстовые задания, ВПР, ОГЭ.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения является одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку.

Созданная в России национальная системы оценки качества образования имеет своей целью обеспечения единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. По мысли разработчиков, ВПР призваны психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ, определить уровень знаний, полученных в течение года обучения, выявить недостатки учебной программы, улучшить общую систему обучения, стимулировать обучающихся к систематическим занятиям в течение всех лет обучения.

Содержательный анализ результатов ВПР этого года по русскому языку за курс 5 класса (проведенных в 6 классе) в числе прочих выявил такие проблемные направления, как читательская грамотность и речевая культура. О низком уровне развития читательской грамотности говорят и результаты ОГЭ. Из этого следует, что необходимо вести работу по совершенствованию читательской грамотности и речевой культуры обучающихся, их умений работать с текстами разных стилей и жанров. Несмотря на то, что это общая забота всех учителей, важную роль здесь играют именно филологи.

Работа с текстом должна быть на каждом уроке русского языка и требует сформированности коммуникативных умений, связанных с репродуктивными и продуктивными видами речевой деятельности: чтением, пониманием прочитанного, созданием собственного текста.

Принцип преемственности в процессе формирования коммуникативных умений учащихся предполагает связь между содержанием, формами, методами и средствами формирования коммуникативных умений, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы. Преемственность, с одной стороны, аккумулирует систему формирования коммуникативных умений, с другой – обеспечивает их развитие, преобразование.

В контрольно-измерительных материалах (КИМ) ВПР и ОГЭ по русскому языку встречаются разные типы заданий, ориентированных на текст (по классификации М.Т. Баранова):

1) аналитические по готовому тексту,

2) аналитико-синтетические по готовому тексту,

3) задания, требующие создания собственного текста.

Анализ КИМ ВПР в 6 классе дал следующие результаты.

В ВПР по русскому языку для 6 класса к первой группе заданий относится задание № 10, которое проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).

Ко второй группе относится задание № 9, где на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. То есть здесь проверяется не только умение определить основную мысль, но и умение сформулировать ее, создать элемент текста.

К этой же группе относится задание № 11, которое также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме с учетом норм построения предложения и словоупотребления. Здесь обучающимся необходимо ответить на вопрос по содержанию прочитанного текста.

К третьей группе заданий относится задание № 14, оно предполагает распознавание значения фразеологической единицы; умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме; задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации, и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения, и на осознание обучающимися эстетической функции русского языка.

При сопоставлении КИМ диагностической работы 6 класса с КИМ ОГЭ по русскому языку приходим к выводу, что преемственность обнаруживается между заданиями ВПР № 9, 11 и № 6 ОГЭ, требующим анализа содержания текста.

Все вышеперечисленные задания ВПР (№ 9, 10, 11, 14) коррелируют с заданием № 9 ОГЭ, требующим создания собственного текста-рассуждения научного и публицистического стилей. Косвенно они связаны и с изложением, которое необходимо написать в задании № 1. Косвенный характер связи обусловлен разностью способа восприятия текста: в изложении обучающиеся сталкиваются с устной речью, а не с письменной. Заданий, связанных с аудированием, умением воспринимать речь на слух, анализировать и воспроизводить ее, в ВПР нет. Умение составлять план текста на основе выявления его микротем, проверяемое в 5-6 классе, станет базой для членения на абзацы текста изложения, воспринимаемого аудиально во время ОГЭ. Кроме умений читать, понимать и анализировать художественный или публицистический текст от обучающихся требуется умение понимать формулировки заданий.

Таким образом, задания выступают в качестве микротекстов и прослеживается преемственность в формулировке заданий ВПР и ОГЭ и в методике работы с ними (знание определений основных понятий, выявление ключевых слов).

Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу, что преемственные связи в заданиях КИМ ВПР и ОГЭ, ориентированных на текст, прослеживаются. Их учет при систематической подготовке будет способствовать более успешному выполнению экзаменационных заданий.

Успешность выполнения текстовых заданий зависит в первую очередь от правильно организованной работы с текстом, от умения понимать текст, осмысливать его содержание. Обучать осмыслению текста можно на разных этапах: до начала чтения, во время чтения и после чтения. Понимание текста  - это сложный процесс.

Методика работы с текстом предполагает четыре этапа.

1 этап. Восприятие. Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок). Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием).

2 этап. Структурно-функциональный анализ. Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах - анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков). Анализируется система образов, проводится работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур. Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах - прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия.

Понимание текста – процесс перевода  текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка. Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.

Именно так должна осуществляться работа с текстом на уроках русского языка и при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Эффективной формой работы по подготовке к ВПР и ОГЭ является комплексный анализ текста, в ходе которого обучающиеся не только анализируют морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, лексику, изобразительно-выразительные средства языка, выполняют орфографический и пунктуационный разборы, но и определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи, составляют план. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно-образного и логического типов мышления.

Прежде чем приводить примеры приемов работы, следует отметить, что любое упражнение на материале текста надо начинать с задания прочитать текст.

Предлагаемые вам упражнения состоят из небольших по объему заданий и могут либо вводиться в связи с темой урока, либо быть направленными на повторение основных признаков текста. Работа с такими упражнениями подразумевает парную, групповую и фронтальную форму. Вопросы могут быть заданы всему классу с целью его активизации и повторения материала. Во время индивидуальных ответов любой ученик может задать вопрос, исправить ошибку, аргументировать свой ответ.

Работа с текстами. Аналитические задания по готовому тексту.

5 класс. Прочитайте текст:

Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше – у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань … У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. 

Вопросы и задания:

1. Стало ли понятнее, кто сравнивает обстановку комнат столяра и незнакомца? Как персонаж этого текста относится к столяру? А к незнакомцу? Какие слова доказывают это отношение?

2. Восстановите ситуацию персонажа: что с ним или с ней (кстати, это он или она?) происходит? Зачем Антон Павлович Чехов – автор рассказа «Каштанка» - решил поведать нам эту историю?

3. К какому стилю можно отнести этот текст? Почему?

4. Подчеркни все имена существительные. Прочитай текст, пропуская их, как будто в тексте их нет. Почему необходимы имена существительные?

9 класс. Прочитайте текст:

Гвардии  майор, или, вернее, - капитан-поручик, уже год как был в отставке и служил в кригс-комиссариате, так что и форма его была совсем не гвардейская, но он все еще называл себя: гвардии майор Пушкин. Между тем, как гвардеец и человек молодой и чувствительный, притом, как говорили  о нем  барышни, бельэспри, Сергей Львович имел постоянный успех …

Вопросы  и  задания: 

1. Определите стиль, обоснуйте свою точку зрения

2. Определите тему текста, озаглавьте его и перескажите.

3. Найдите в тексте слова (существительные, местоимения), которые соединяют соседние предложения; назовите слова и обороты, которые связывают смысловые части текста.

4. В данном предложении найдите грамматическую основу. Выполните синтаксический разбор предложения. Зная все новые французские романсы, он питал интерес и к отечественной словесности.

5. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, односоставное, распространенное?

1) Надежда Осиповна была очень хороша. 2) Влюбившись без памяти, Сергей Львович приволокнулся по всем правилам  хорошего круга и вовсе не рассчитывал жениться. 3) Однако очень скоро просил руки …

Аналитико-синтетические задания по готовому тексту.

5 класс.  Прочитайте отрывок из газетной статьи. Определите тему, основную мысль текста.

У нас в станице жил один парень. Он всегда ходил, высоко подняв голову, и разговаривал с нами с презрением. Все говорили, что он гордый. Меня это возмущало. Разве это гордость? Когда он уехал, никто его добрым словом не вспомнил

Гордость - хорошая черта характера. Гордые люди не унижают себя, а всего добиваются своим трудом и умом.

1. Объясните известные вам орфограммы.

2. Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях. Составьте их схемы.

3. Ответьте на вопросы: Что такое гордость? В чем она заключается?

4. Выясните значение слова гордость по толковому словарю. Более точно и полно сформулируйте свое понимание слов настоящая гордость.

5.  Перескажите текст. Придумайте свое окончание рассказа.

9 класс. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Ответьте на вопросы и выполните задания, заключенные в скобках. Сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.     

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш..  что к сож..лению (не) всегда…( Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда» - не всегда»? Какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..тсохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?).         

Задания, требующие создания собственного текста.

Мелочи жизни?

"Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

Как же стать таким человеком?

Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас."

С. Михалков. 

1. Составьте план текста, тезисы к нему;

2. Изложите сжато весь текст;

3. Подготовьте сообщение на тему“ Это человек слова!”  на основе данного текста;

4. Ответьте на вопрос, поставленный в тексте;

5. Перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода.

При организации работы с текстовыми заданиями нельзя ограничивать себя и детей рамками ВПР и ОГЭ. Необходимо составлять задания так, чтобы они могли охватить как можно более широкий спектр умений. Нельзя превращать уроки русского языка в натаскивание к ВПР и ОГЭ.

Задание 9 ОГЭ выводит на задание 27 ЕГЭ.

Связь между двумя ступенями итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ) определяется основными концептуальными подходами к отбору содержания и общими концептуальными подходами в построении моделей экзамена:

1) в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ соблюдается преемственность в проверяемых предметных умениях;

2) в экзаменационные материалы ОГЭ входят задания, которые являются базовыми для обеспечения в дальнейшем успешного выполнения заданий ЕГЭ;

3) в экзаменационных моделях используются сходные типы заданий, направленных на проверку различных групп предметных результатов изучения учебного предмета «Русский язык»;

4) принципы проверки заданий с развёрнутым ответом на основном государственном экзамене соотносятся с принципами оценивания задания с развёрнутым ответом на ЕГЭ;

5) содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками, направлено на проверку как предметных результатов, так и общеучебных умений.

  

. . . . .