Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение учебно-практических задач в профессиональном образовании

Дата публикации: 2022-12-15 20:03:46
Статью разместил(а):
Ивановская Надежда Геннадьевна

Применение учебно-практических задач в профессиональном образовании

Автор: Ивановская Надежда Геннадьевна

ГАПОУ КК КИТТ, г. Краснодар

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие задачи, отличие учебной задачи от практической и их применение в практико-ориентированном обучении. Приводится классификация задач и алгоритм решения сложной задачи, применение практико-ориентированных задач на различных этапах занятий.

Ключевые слова: учебная задача, практическая задача, практико-ориентированное обучение, профессиональное образование.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Одно из главных мест в структуре учебной деятельности занимает задача. Заслуженный профессор Московского государственного университета О.К. Тихомиров определял задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения». 

Учебная задача – это принятая и осознанная цель деятельности учения; то есть это то, что обучающийся должен освоить. Учебная задача отличается от практической задачи. Практическая задача – это, например, «выучить правило», «решить задачу» и т.д. Учебная задача связана с тем, для чего нужно выполнить ту или иную практическую задачу. К примеру, зарисовать схему и разобрать ее, чтобы выделить части. А при решении практической задачи обучающийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект.

При решении учебной задачи обучающийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, но в данном случае результат – изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Поскольку единое определение практической задачи отсутствует, квалифицировать задачи, которые педагоги используют на своих уроках, оказывается затруднительно. Если задачи проанализировать, то можно выявить три основных типа: по ситуационной значимости, моделированию и новизне формулировки.

Решение практических задач – это метод обучения, с помощью которого у студентов формируются навыки решения конкретных производственных ситуаций. Упражняясь, студенты должны усвоить закономерности, принципы, правила, процедуру, средства и способы решения проблем. Поэтому преподаватель должен хорошо знать содержание профессиональной деятельности студентов и заранее определить круг решаемых задач, чтобы они были типовыми и, желательно, дифференцированными для всех участников конкретной обучаемой группы. Практические задачи должны охватывать широкий круг вопросов, с которыми, так или иначе, встречается студент в своей учебной деятельности, во время учебной или производственной практики.

Решение задачи – это работа творческая, поисковая. Проблема или задача может быть простой, то есть решаться во время одного занятия или его части. Проблема или задача может быть сложной, предполагающей работу над решением в течение нескольких занятий или дней. Чтобы успешно решить сложную многоэтапную задачу, студенты должны обладать знаниями в области рационализаторской работы, владеть методами исследования, уметь осуществлять необходимые расчеты, уметь планировать процесс внедрения новых приемов и способов труда. Следовательно, успешному решению задачи должна предшествовать работа по изучению научной и справочной литературы и предыдущего опыта, проведение исследований и опытов, анализ и совместное обсуждение проблемы на заседаниях экспертных советов.

В систему учебных заданий (например, изучить справочную литературу, освоить определенные навыки и умения) целесообразно включать определенный набор практических задач, способствующих формированию у студентов аналитических навыков, специальных умений.

Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применения знаний в жизни, своеобразия отражения реального мира и достижения дидактических целей таких, как: наглядная иллюстрация учебного материала; мотивация введения новых технических понятий и методов; формирование практических умений и навыков; закрепление и углубление знаний по предмету.

Наблюдения показывают, что на тех занятиях, где выполняются практические задания и решаются практические задачи, активность обучающихся намного выше, чем на других уроках. В результате качество запоминания и воспроизведения изучаемого материала становится лучше. Причина заключается в том, что при такой работе обучающиеся не только воспринимают материал из уст преподавателя, но и сами активно участвуют в его создании и усвоении путем сочетания мыслительных операций с практическими действиями. Ведь сочетание теории с последующим закреплением практикой является наилучшим условием для усвоения и закрепления любого учебного материала.

На любых занятиях очень важно закреплять теорию практикой. Например, на практических и лабораторных занятиях на изучение электроизмерительных приборов каждый студент должен мультиметром замерить электрические элементы; при рассмотрении механической передачи замерить ее параметры и найти передаточное число; определить маркировку предложенного подшипника, собрать электрическую цепь, замерить силу трения или силу натяжения пружины.

Любая практика сперва должна быть освоена в теории. Например, сперва рассматриваем схемы электрических цепей, изучаем элементы и способы их соединения, только затем переходим к практическим занятиям.

Можно применить следующую классификацию практических задач по их типу:

1. Репродуктивный: задачи на наблюдение единичных предметов или явлений; задачи на обогащение наблюдений; задачи на выделение признаков явления; задачи на распознавание веществ: в представленных образцах видов топлива найдите: антрацит, бурый уголь, торф, каменный уголь.

2. Алгоритмический: задачи-подстановки; типовые задачи: найти силу давления между зубьями двух шестерен в коробке передач автомобиля, находящихся в зацеплении, если одна из них имеет диаметр начальной окружности 100 мм и передает мощность в 44 кВт при частоте вращения 2400 оборотов в минуту.

3. Эвристический: задачи – выявления, задачи – проверки, задачи – измерения, задачи – доказательства, задачи – сравнения: провести измерения источников тока или напряжения с помощью мультиметра.

4. Творческие задания: задачи – проблемы, задачи – конструирование, задачи – исследования: собрать конструкцию из деталей по предложенным чертежам и схемам. Возможна работа с компьютерными программами. Оценивается скорость сборки конструкции, её сложность, правильность выполнения – возможность вращения и реверса, использование вех предложенных элементов.

Практико-ориентированные задачи можно применять на следующих этапах занятия: актуализация знаний, закрепление изученного материала, обобщение знаний, организация самостоятельной работы студента, подведение итогов занятия.  

Практические задачи оттачивают навык коммуникации, требующий создания письменного или устного текста. Это тоже один из рассмотренных видов задач: написание дневника и отчета по производственной или преддипломной практике, выполнение курсового проекта, курсовой работы, выпускной квалификационной работы.

Практические задачи обучают навыку сотрудничества, требующемуся при совместной работе в парах или группах с распределением функций: провести сборочно-разборочные работы предложенной детали в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц. Работа проводится в группах по 2–3 человека. 

Можно сделать вывод, что одним из важнейших направлений развития учебного процесса в формировании специалистов среднего звена, освоения общих и профессиональных компетенций является практико-ориентированное обучение. Развитие становится важнейшей составляющей образовательного процесса, меняется сам подход к процессу обучения и отношение к студенту. Преимущественным становится не преподавание, а самостоятельное приобретение знаний и, конечно, практическое применение полученных знаний.

 

Список литературы:

1. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М: Издательство «Педагогика», 2015 г.

2. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. - М: Издательство «Просвещение, 2014 г.  

3. Пойа Д. Как решить задачу. - М: Издательство «Педагогика», 2015 г. 

 

. . . . .