Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование креативного мышления на проектной деятельности по ИЗО

Дата публикации: 2022-12-25 13:59:58
Статью разместил(а):
Маслякова Ольга Владимировна

Формирование креативного мышления на проектной деятельности по ИЗО

Автор: Маслякова Ольга Владимировна

МБОУ "СОШ № 9 им. генерал-лейтенанта И.Л. Хижняка", с. Кухаривка, МО Ейский район

 

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования различных компетентностей в ходе работы над проектом. Что мы понимаем под креативностью? Как развить её у ребёнка? Формирование креативного мышления на примере одного проекта по изобразительному искусству.

Ключевые слова: проектная деятельность, ИЗО, креативное мышление.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Проектная деятельность - это один из методов обучения, побуждающий ученика занять активную и субъектную позицию. Он самостоятельно учится добывать и применять новые знания, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку. В этой связи имеет смысл обратиться к классификации проектов, основанной на ведущей деятельности учащегося. Так, подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности и формировать креативность.  

Под компетентностью обычно понимаются знания, соединенные с опытом их практического применения. Внимание к формированию компетентностей – характерная черта деятельностных технологий обучения. Рассмотрим как происходит процесс формирования различных компетентностей в ходе работы над проектом. Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект.

Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Для понимать исторические закономерности лучше применяется практико-ориентированный проект. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей.

Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи от аудитории (зрителей, слушателей, читателей), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Конечно, приведенные выше закономерности условны, так как в одном проекте могут сочетаться различные виды деятельности.

Что мы понимаем под креативностью. Креативность — способность создавать новое, нестандартное, отличающееся от привычного. Это качество отличает хорошего специалиста от рядового сотрудника, который выполняет поставленные задачи. Люди с развитым креативным мышлением ценятся больше, их труд оценивается выше. Они имеют подвижный и гибкий ум, не теряются в непонятных ситуациях, когда нет готовых сценариев.

С трех до пяти лет все дети креативны — они еще не усвоили общепринятые правила, часто удивляют своими словами и поступками. Дальнейшее развитие навыка во многом зависит от родителей и педагогов.

Дети могут привыкнуть мыслить стандартно, существовать в определенных рамках, следовать четкому плану, а при отклонении от него — теряться. Важно научить их думать самостоятельно и вариативно, быть изобретательными. Ребенок с развитым креативным мышлением уверен в себе, не оглядывается на других, не боится принимать решения. Хорошие новости: креативное мышление — навык, который можно тренировать, особенно в школьном возрасте.

Как развить креативность у ребёнка? Необходимо определить интерес ребенка. Творчество бывает разным: рисование (живопись, графика), коллажи, лепка, керамика, рукоделие, и т.д. Не бойтесь пробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Внедряйте искусство в жизнь ребёнка, это возможно его заинтересует, и ему захочется это повторить. Критиковать творческую работу ребёнка не нужно. Предоставьте ребёнку творческую свободу.  Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Упражнения для развития креативности могут быть разные, примеры: нарисовать инопланетных существ или город будущего, несуществующее животное (собрать его из частей разных животных: тело рыбы, хвост петуха, голова слона и т.д.), можно ребенку предложить представить себя каким-либо предметом (телевизор, холодильник, стол, телефон и т.д.) затем нарисовать его и написать мини-сочинение от имени этого предмета.

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Чтобы использовать проектную деятельность как эффективное средство обучения, воспитания творческого и креативного мышления, выбирая тип проекта, учитель должен продумывать такие вопросы, как:

а) возрастные особенности, а главное интересы учащегося;

б) исходный уровень подготовленности учащегося (что он уже знает и умеет к началу работы над проектом):

• что он может делать полностью самостоятельно;

• что учащийся будет выполнять вместе с учителем или под его руководством;

• какого рода помощь потребуется учащемуся на каждом этапе работы (обучающая, стимулирующая организационная);

• чего учащийся совсем не знает и не умеет к началу работы, где будет искать необходимые знания, как приобретет нужные умения и навыки;

в) какие приращения в знаниях, умениях, навыках, компетентностях приобретет учащийся в ходе и в результате работы над проектом.

Опираясь на знания об исходном уровне подготовки учащегося, учитель может ясно представить, с помощью какого вида деятельности и как будут формироваться у ребенка необходимые ему знания, умения, навыки, компетентности и формировать креативное мышление.

Возьмем такой пример. Предложенная тема проекта «Бездомные животные в нашей местности». Проблематизация - в нашем городе есть бездомные животные, на которых никто не обращает внимания (личностный смысл: мне жалко животных, я хочу, чтобы люди задумались о них, может быть люди  не будут выбрасывать своих питомцев на улицу).

Целеполагание - рассказать людям о несчастьях и страданиях бездомных животных. Достижение этой цели позволит решить проблему проекта, т.к. внимание общественности будет привлечено к жизни бездомных животных.

Название проекта (появляется на этапе целеполагания): «Осознайте ценность чужой жизни!».

Проектный продукт (оптимальный способ достижения цели проекта, представление о виде проектного продукта возникает на этапе целеполагания):

Серия плакатов в жанре социальной рекламы, размещенных в людных местах своей местности. Данный проектный продукт позволит достичь цели проекта, т.к. люди увидят страдания животных и не будут выбрасывать своих питомцев на улицу.

Планирование - определение всех основных этапов работы и более мелких шагов внутри каждого этапа, определение сроков и последовательности всех шагов.

Реализация:

1. Знакомство с произведениями искусства различного жанра, посвященными животным в трудной жизненной ситуации, и образцами социальной рекламы этой тематики.

2. Выбор тех аспектов этой проблемы, которые могут быть освещены в наглядной форме.

3. Выбор техник изготовления плакатов.

4. Создание эскизов плакатов.

5. Демонстрация эскизов в школе, опрос учащихся и учителей.

6. Внесение корректив в эскизы плакатов в соответствии с полученными отзывами.

7. Создание окончательных вариантов плакатов, их размножение и размещение в многолюдных местах города.

8. Написание отчета о работе над проектом и оформление его портфолио.

9. Защита проекта и презентация проектного продукта.

Рефлексия.

Осмысление полученного опыта: какую пользу принесла эта работа самим участникам проекта и какую пользу животным.

Выявление допущенных ошибок, определение перспектив работы.

Самооценка работы – обзор трудностей, с которыми столкнулся учащийся в ходе работы, и способов, которыми он эти трудности преодолел.

В ходе такой работы у учащегося  будет развиваться мыслительная компетентность, заставит его размышлять креативно. На начальном этапе работы ему придется собирать информацию, а значит, у него будет формироваться и информационная компетентность. Проект связан с изучением произведений искусства и созданием собственного творческого продукта, это развитие творческой компетентности. На одном из этапов работы учащемуся потребуется привлечь учеников и учителей школы, чтобы получить от них обратную связь, а значит, в этот момент у него будет развиваться коммуникативная компетентность. Проект воздействует на развитие компетентностей комплексно.

Популярный сегодня компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы и решать их не стандартным способом. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы, ее исследовании, поиске необходимых для ее решения ресурсов. Именно проектная деятельность позволяет школьнику научиться распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата и, оглянувшись назад, анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем. Быть способным создавать новое, нестандартное, отличающееся от привычного, а значит быть креативным.

 

Список литературы:

1. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.

2. Петрусенко Е. 7 советов как развить креативность у ребёнка. 

 

. . . . .