Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Практико-ориентированный подход с элементами дифференцированного обучения на уроках биологии

Дата публикации: 2023-01-02 18:54:57
Статью разместил(а):
Цветкова Мария Александровна

Практико-ориентированный подход с элементами дифференцированного обучения на уроках биологии

Автор: Цветкова Мария Александровна

Московская центральная художественная школа при РАХ, г. Москва

 

Аннотация: В статье автор делится опытом применения практико-ориентированных технологий на уроках биологии в соответствии с новым ФГОС.

Ключевые слова: практико-ориентированные технологии, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Изменения в социальной жизни страны предъявляют новые требования как к образовательной системе государства в целом, так и к школьному образованию в частности. Именно школа формирует мировоззрение нашего общества, она определяет, каким оно будет через 30-40 лет. Новый ФГОС делает акцент на практических навыках учеников, появляются такие обязательные составляющие учебного процесса как вариативность, функциональная грамотность, подчеркивается единство воспитания и обучения. Впервые четко сформулированы требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Кроме того, уточнены основные направления воспитания: патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.

В этих условиях педагогический коллектив МЦХШ при РАХ, осознав необходимость усиления методической работы и корректировки ее основных направлений, в начале 2022-2023 учебного года утвердил на заседании УМО общешкольную методическую тему, которая была сформулирована следующим образом: «Применение практико-ориентированных технологий для формирования предметных и личностных результатов обучения с учетом индивидуального образовательного маршрута». В рамках этой темы руководитель каждого ПЦК определил главные направления своей деятельности, а учителя выбрали наиболее близкую каждому из них методическую тему на ближайший учебный год.

В качестве примера приведем краткое содержание урока по теме «Побег. Почки.» в 6 классе с применением практико-ориентированных технологий и элементами дифференцированного обучения в соответствии с новым ФГОС.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Задачи урока: сформировать основные понятия, познакомить с разными типами листорасположения и типами почек, познакомить с этапами развития побега из почки.

Планируемые результаты обучения. Предметные: научиться давать определения основным понятиям, определять типы листорасположения и типы почек, объяснять и описывать этапы развития побега из почки. Метапредметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями, проводить наблюдения и делать выводы. Личностные: овладеть элементами коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

Следует отметить, что практически на каждом этапе урока можно было использовать видеоматериал, но в данном случае мы постарались этого избежать и сделали акцент на других формах работы.

Планируемая деятельность учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная: работа со схемами, таблицами, иллюстрациями учебника, раздаточным материалом (элементы лабораторной работы).

После организационного момента (на этом этапе необходим эмоциональный настрой на предстоящую деятельность) для актуализации знаний некоторым (наиболее активным учащимся) предлагается работа по вариантам на 10 минут; в каждом варианте содержится по 2 вопроса: первое задание - более простое – обязательное, второе - более сложное– по желанию. Например, в качестве первого задания предлагается сделать подписи к рисунку корневой системы (обозначить главный, боковые и придаточные корни).

В качестве второго задания предлагается установить соответствие между зоной корня и выполняемой функцией. Всем остальным учитель зачитывает перечень утверждений по пройденной теме «Корень». Учащиеся должны решить, верно или неверно предложенное утверждение, при этом принятое решение обсуждается коллективно. Содержание затрагивает вопросы внешнего и внутреннего строение корня, типов корневых систем, приводятся примеры видоизменений корней. По завершении работы можно продемонстрировать корнеплоды свеклы, моркови, редиса, обсудить, чем вызвано появление такого термина «корнеплод», уточнить, какой тип ткани находится внутри него.

На этапе мотивации к изучению нового материала путем наводящих вопросов учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока. На этапе изучения нового материала учитель на доске схематично изображает побег, совместно обсуждаются и подписываются его части (верхушечная почка, пазуха, пазушная почка, узел, междоузлие и тд.). Ученики выходят к доске и по мере обсуждения показывают части побега.

На основе обсуждения необходимо сформулировать и записать в тетрадь определение побега. Затем схематично на доске учитель изображает типы листорасположения и приводит примеры растений. После этого каждый ученик получает веточку дерева или кустарника с почками (можно заранее подготовить раздаточный материал – поместить ветки в воду для начала процесса распускания почек) и зарисовывает ее в тетради. Затем все изучают по учебнику строение вегетативной и генеративной почек, обсуждают их название и особенности строения, а также расположение и значение придаточных почек (какие органы растения называются вегетативными, а какие генеративными и почему?) Обсуждается дальнейшее развитие почек и побега в целом. Вывод – который должны сделать ученики: почка – зачаточный побег. Как можно изменить направление развития побега? Как это используют садоводы и дизайнеры?

Логично именно после изучения данного материала перейти к видоизмененным побегам (клубень, луковица, корневище), хотя чаще всего их изучают после темы «Стебель». На доске учитель поэтапно изображает строение луковицы, клубня и корневища, а ученики стараются обнаружить у них стебель и почки. Вполне посильно использовать раздаточный материал (клубень картофеля и луковицу лука на каждую парту). Задача учеников – соотнести части побега и части клубня, луковицы и корневища. Обсуждается связь строения и значения видоизмененных побегов.

На этапе закрепления предлагается ответить на несколько вопросов по вариантам по пройденной теме (количество вопросов избыточно), необходимо ответить на любые из предложенных вопросов (это позволяет учителю определить, какой материал вызывает затруднения). В качестве обязательного домашнего задания предлагается прочитать параграф и ответить на вопросы в конце него. В качестве дополнительного задания (по желанию) можно собрать 3-4 веточки деревьев или кустарников и описать их характерные особенности; в качестве другого варианта домашнего задания можно предложить собрать веточки, поставить их в воду и описать наблюдаемые изменения.

При подведении итогов урока необходимо не только озвучить оценки за него, но и дать исчерпывающие комментарии к выставленным оценкам.

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что «невостребованность» молодых специалистов зачастую связана с тем, что выпускники школ и даже вузов оказываются не готовы к реализации своих знаний, умений и навыков в выбранной профессии. Таким образом, именно самостоятельное мышление у обучающегося и наблюдательность жизненно необходимы нашим ученикам в дальнейшей жизни. В результате внедрения практико-ориентированного подхода преподавание биологии позволяет сформировать принципы естественнонаучной грамотности обучающихся. Под естественнонаучной грамотностью в данном случае понимается набор компетенций, связанных со способностью применять приобретенные в образовательном учреждении знания, умения и навыки в конкретной жизненной ситуации. Так как новый ФГОС требует от педагогов формирование естественнонаучной грамотности и метапредметных результатов образования, именно практические задания позволяют решить поставленную задачу.

Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать не объектом, а субъектом обучения, полноправным участником процесса, где оценивается его личностный рост. Практико-ориентированный подход при сохранении содержания стандарта позволяет: сформировать интегральные умения, основы функциональной грамотности, повысить мотивацию при изучении предмета, а также обеспечить индивидуальный рост функциональной грамотности современного ученика.

 

Список литературы:

1. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: курс лекций. Учебное пособие. / Арбузова Е.Н. Омск: ОМГПУ, 2012. – 332 с.

2. Громова Л.А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология : 5-9 классы : методическое пособие / Громова Л.А. М.: Вентана-Граф, 2014 – 160 с.

 

. . . . .