Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование речевой культуры обучающихся в процессе проведения работы над ошибками

Дата публикации: 2023-01-07 15:25:36
Статью разместил(а):
Кесаева Елена Кайтуковна

Формирование речевой культуры обучающихся в процессе проведения работы над ошибками

Автор: Кесаева Елена Кайтуковна

ГБОУ «Гимназия «Диалог», г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье описывается опыт работы учителя по формированию речевой культуры обучающихся. Рассматривается система работы над ошибками в сочинениях и изложениях как средство развития грамотной речи школьников.

Ключевые слова: культура речи, речевое развитие, анализ письменных работ, критерии оценки, корректирование ошибок, грамотное высказывание.

 

Развитие речи – большая и сложная часть методики русского языка и литературы. Сложная потому, что касается такого многогранного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также с русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи.

Два основных направления в работе «над речью детей» выделяет В.И. Чернышёв: «... школа должна развивать речь. Это строго нужно отличать от понятия – выработать, упорядочить речь». Упорядочение речи, выработка навыков и их развитие стали предметом моего внимания за многолетний период работы со старшеклассниками.

Общаясь с учениками на уроках развития речи, говорю, что каждый образованный человек должен владеть культурой речи, а в идеале – высокой. Уточняя понятие «высокая культура речи» ссылаюсь на мнение известного учёного, автора «словаря русского языка профессора С.И. Ожегова: «... высокая культура речи – это умение правильно, точно... передавать свои мысли средствами языка». При этом под правильностью понимается соблюдение норм современного литературного языка, где норма – это общепринятые в общественно-речевой практике правила произношения, грамматики и словоупотребления. Однако именно нормами языка современные подростки не владеют. Убеждена, что старшеклассники только тогда научатся строить грамотное высказывание, когда смогут правильно дифференцировать ошибки. Это возможно только при систематической целенаправленной работе по устранению, корректированию, анализу своих ошибок и ошибок своих одноклассников в устном и письменном высказывании. В этом смысле работа над ошибками, допущенными в сочинении как на литературную тему, так и всех других видах сочинений, является наиболее благодатным материалом для продуктивной работы.

В помощь ученикам мною составлена памятка, где с использованием общепринятых условных обозначений поясняется, что подразумевается под грамматической ошибкой, ошибкой в содержании и речевой ошибкой. Такая памятка закреплена в рабочую тетрадь каждого ученика. Ею всегда можно руководствоваться при анализе ошибок как в письменных работах, так и в устных ответах.

Г - Грамматическая ошибка:

– словообразовательная: нарушение структуры слова,

– морфологическая или формообразующая: нарушена форма слова,

– синтаксическая: нарушена структура словосочетания или предложения,

– нарушена видо-временная соотнесенность глагольных форм.

С- Ошибка в содержании:

Ф - фактическая ошибка или неточность,

[    ] - лишняя часть (лишнее слово, выражение), пропуск (слова, словосочетания),

Z - не выделен абзац,

Ƶ - неоправданно выделен абзац, нарушена последовательность в изложении мыслей. 

Р - Речевая ошибка:

– употребление слова в несвойственном для него значении,

– нарушение лексической сочетаемости слов,

– употребление лишнего слова (плеоназм),

– употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология),

– повторение одного и того же слова,

– употребление слова или выражения другой стилевой окраски,

– неудачное употребление экспрессивного эмоционально окрашенного средства,

– неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений,

– смешение лексики разных исторических эпох,

– неудачное употребление личных и указательных местоимений,

– бедность и однообразие синтаксических конструкций,

– неудачный порядок слов.

Работу над ошибками начинаем с анализа содержания сочинений: правильно ли понята тема, полно ли она раскрыта, соответствует ли теме вступление и заключение, обосновано и правильно использованы цитаты или нет? Зачитываем удачные сочинения или их фрагменты.

Далее переходим к анализу ошибок. Первым этапом работы является знакомство с содержанием памятки. Затем каждая ошибка иллюстрируется конкретными примерами.

Приведу примеры ошибок из сочинений на разные темы.

Онегин бы язвив (вместо язвителен)

С друг другом

Не в выгодном свете

Грамматическая – неверное образование формы слова

«Золотая» молодежь ведет распутный образ жизни, а годам к 25-30 начали задумываться.

Грамматическая – нарушение   видо -временной соотнесенности глагольных форм

Обладает важными качествами: доброта, душевная красота.

Грамматическая – нарушение структуры предложения.

Он негодовал от возмущения

Речевая – употребление лишнего слова (плеоназм)

В рассказе «Поединок» рассказывается

Речевая – употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В дом привели собаку. У собаки была симпатичная мордочка. Для собаки отвели отдельное место.

На картине Г. Нисского изображен зимний вечер. Художник на картине использовал краски розово-фиолетовых оттенков. А еще на картине нарисован густой лес.

Речевая – повторение одного и того же слова

Дружки Грушницкого посоветовали ему не заряжать пистолет Печорина.

Онегин то увлечется книгами, причем по полной, то решит все свое поместье перестроить.

Речевая – употребление слова или выражения другой стилевой окраски

Он подвержен всему иностранному

Речевая – употребление слова в несвойственном для него значении

На следующем этапе работы над ошибками в речи ученики рассматривают изображение на интерактивной доске. Им дается ошибочный и правильный варианты предложений, иллюстрирующие сначала грамматические ошибки, затем ошибки в содержании и речевые ошибки. Имея перед собой памятку, дети учатся дифференцировать ошибку и исправлять её, видя образец исправления. Приведу пример.

Задание: «Сравните предложения в левом и правом столбцах, проанализируйте правку, называя устраненные недочеты. По каждому предложению ответьте на вопрос: «Какая ошибка допущена в этом предложении?». Дайте свои варианты правки».

В качестве образца такой работы приведу всего несколько примеров ошибок.

1) В актовом зале школы царила деловая суета                                   

1) В актовом зале школы царило

предпраздничное оживление

2) Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты.

2) Ехидна питается муравьями и термитами.

3) К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий.

3) К сожалению, ещё очень много происходит дорожно-транспортных происшествий.

4) Благодаря безответственной работе стрелочника, поезд сошел с рельсов.

4) Из-за безответственной работы стрелочника поезд сошел с рельсов.

Следующим этапом является анализ собственных ошибок в сочинении. Получив свою письменную работу после проверки, видя на полях тетради пометки учителя, имея перед собой памятку, учащиеся классифицируют свои ошибки и исправляют их. Наличие памятки у каждого ученика даёт возможность учителю организовать самостоятельную работу учеников по исправлению собственных ошибок, допущенных в письменной работе.

Такая правка ошибок проводится после каждой письменной работы. В итоге она даёт желаемый результат: ученики умеют не только исправлять допущенные ошибки, определяя их характер, но и не допускать их. Аналогичная работа ведется и над устными высказываниями. Комментируя ответы одноклассников, учащиеся обращают внимание не только на полноту раскрытия вопроса, но и на речевую. сторону. Прибегая к помощи памятки, они учатся грамотно определять характер допущенных ошибок, что способствует развитию культуры речи.

Практика показала, что работа над ошибками в речи даст более высокий результат, если её начать проводить уже с 5 класса. Сначала дети знакомятся только с отдельными условными обозначениями. Считаем необходимым обратить внимание на грамматические ошибки и выносить на поля букву Г, не дифференцируя ошибки на словообразовательную, морфологическую, синтаксическую. Очень важно следить за абзацным членением и приучать детей к условным обозначениям. А все речевые ошибки обозначать только буквой Р без подробной детализации.

Памятка пятиклассников будет иметь следующий вид:

Г - Грамматическая ошибка.

С - Ошибка в содержании:

Ф - фактическая ошибка или неточность,

[   ] - лишняя часть (лишнее слово, выражение), пропуск (слова, словосочетания),

Z - не выделен абзац,

Ƶ - неоправданно выделен абзац.

Р - Речевая ошибка.

Постепенно эти условные обозначения необходимо пополнять подробностями по описанию характера ошибок, приучать детей смотреть не только какая полечена отметка, но и исправлять ошибку, а к 9 классу сформировать потребность в анализе своих ошибок. В 9 классе важно начать работу по подготовке к ОГЭ именно с изучения критериев оценивания письменных работ: изложения и сочинения. Ученики должны знать, по каким критериям будет оцениваться письменная часть их экзамена, доводить работы до соответствия им, устранять ошибки.

Таким образом, работу над ошибками необходимо проводить после каждого сочинения и изложения. Любая проверка тетрадей не имеет смысла, если детям важна только отметка, а не стремление писать без ошибок, грамотно анализировать их и устранять, исправлять. Только при такой систематической работе по исправлению речи возможно подготовить детей к написанию полноценного сочинения на литературную тему и добиться грамотной речи обучающихся, сформировать их речевую культуру.

 

. . . . .