Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эффективность педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании

Дата публикации: 2023-01-09 16:26:12
Статью разместил(а):
Кравченко Ольга Николаевна

Эффективность педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании

Автор: Кравченко Ольга Николаевна

ГБПОУ РК «ЯЭТК», г. Ялта

 

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы эффективности деятельности педагогов в среднем профессиональном образовании, пути ее повышения.

Ключевые слова: эффективный педагог, эффективность педагогической деятельности, колледж, внешние и внутренние ресурсы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

!Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера!. Джон Дьюи.

 

Значение слова «эффективный» - это:

1) Приводящий к нужным результатам; действенный.

2) Дающий наибольший эффект

3) Предназначенный для выполнения полезной работы; производительный.

Эффективный педагог – это специалист, имеющий значительные личные и профессиональные достижения, умеющий продуктивно использовать существующие средства обучения/воспитания (традиционные, нетрадиционные) или совершенствовать, создавать инновационные средства для достижения высоких результатов обучающимися.

Эффективность педагогической деятельности - это наиболее адекватное достижение поставленной цели в учебно-воспитательном процессе, основанное на использовании научно выверенных непротиворечивых и гуманных педагогических способов и средств (Власова Т.Н.).

Требования к педагогическому работнику современного профессионального образования: высокий творческий потенциал, аналитические и коммуникативные способности, умение  самообразовываться и самосовершенствоваться.

Новое качество профессиональных компетентностей, необходимое педагогам сегодня – это восприимчивость к освоению и реализации новых образовательных технологий, способность решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности, в контексте повышения уровня профессиональной мотивации в учебной и внеучебной деятельности на основе развития самостоятельности.

Современный педагог должен быть готов изменять свое педагогическое мышление, а также уметь разрабатывать пути дальнейшего непрерывного профессионального саморазвития, адекватного современной парадигме образования.

Очень важно, чтобы у педагога было сформировано инновационное мышление как одно из основных условий обеспечения качества образования.

Особая роль отводится педагогам, формирующим свободную, конкурентоспособную личность в условиях стратегического развития среднего профессионального образования. А конкурентоспособным педагога делает передвижение внутри профессии, карьера становления профессионала

Чёткого понятия критериев эффективности педагогического работника, закрепленного законодательно, в показателях и цифрах, нет. Это могут быть критерии для начисления стимулирующих баллов, которые организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определила в своем локальном акте.

Это может быть лист экспертной оценки деятельности педагога для аттестации с целью присвоения квалификационной категории, в котором критерии эффективности деятельности педагога основаны на приказе Министерства образовании и науки Приказ от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". В нем прописано, в каких случаях педагогу присваиваются первая и высшая квалификационные категории.

Эффективность работы педагога может оцениваться и с точки зрения соответствия требованиям профессионального стандарта педагога. 

В конце 2022 года ФИРО РАНХиГС представлен на утверждение новый проект профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, СПО".

Профессиональный стандарт помимо требований к квалификации педагога, предлагает критерии оценки его деятельности. Проект профессионального стандарта педагога обновлен и отражает структуру его профессиональной деятельности в соответствии с требованиями актуальной нормативно-правовой базы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

Внешние и внутренние ресурсы педагога, которые помогают быть эффективным педагогом.

Ресурсы - это условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. Существуют различные классификации ресурсов. В одних исследованиях выделяются только два основных их вида: внешние - ресурсы среды и внутренние - ресурсы  самой  личности.

Видим, что постоянно идут существенные изменения в образовательной деятельности в среднем профессиональном образовании.

Это и массовые обновления, изменения во ФГОС СПО по профессиям, специальностям, ФГОС среднего общего образования; существенные изменения нормативной базы, регламентирующей среднее профессиональное образование; углубляющаяся  цифровизация педагогической деятельности.

Эти процессы приводят к появлению новых внешних ресурсов и модификации тех, которые уже были. Все большую роль играют:

- ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

- ЦОС (цифровая образовательная среда);

- персональный веб-сайт педагога;

- конкурсы разного уровня для педагогических работников (увеличиваются  возможности и значение дистанционного участия, использование видеозаписей учебных занятий);

- экспертная деятельность педагогов (ЕГЭ, ОГЭ, работа экспертами по оценке квалификации педагогов для  присвоения квалификационной категории);

- наставничество.

Современный колледж, в котором получают среднее профессиональное образование, сегодня является передовой площадкой, отражающей и отвечающей вызовам времени.

Важно, чтобы педагоги увидели все возможности для максимального использования для своего профессионального роста и развития как внешних, так и внутренних ресурсов, чтобы эффективность педагогической деятельности стала философией профессионального развития.

 

Список литературы: 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. 

2. Воронин Б.А., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., Митин А.Н. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // АОН. 2018. № 4.

3. Нагорняк А.А. Формы повышения эффективности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5 (часть 2) –  336-340 с. 

4. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: Состояние и проблемы профессиональной компетенции // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО. -Вып. 2.-М., 1994.

5. Степанян Ж.Х. Условия эффективности педагогического процесса // Образовательный портал «Справочник».

  

. . . . .