Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Экологическое воспитание учащихся средних классов на уроках русской литературы 

Дата публикации: 2023-01-14 22:38:27
Статью разместил(а):
Ильина Анна Валерьевна

Экологическое воспитание учащихся средних классов на уроках русской литературы

Автор: Ильина Анна Валерьевна

МБОУ «СОШ № 1» г. Реутов

 

Аннотация: Данная статья посвящена одной из актуальных затрагивающих многочисленные аспекты жизни современного общества проблем – формирование ценностного отношения к природе. В статье раскрыты понятия экологическая культура, экологическое сознание, экологическое воспитание обучающихся. Рассматриваются основные агенты экологической социализации, трудности на пути формирования экологической культуры у школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, обучающиеся, уроки литературы. 

 

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает. Человечество, вступив в новое тысячелетие, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с природой и поддержание её ресурсов в планетарном масштабе  объединяет людей.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным.

Формирование у учащихся средней школы ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русской литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Анализ программ и учебников по русской литературе показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Учебники русской литературы способствуют осуществлению работы по экологическому воспитанию. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.

На уроках литературы на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, Н. Рубцова учащимся показываю разное состояние природы и стараюсь передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы. 

Рассказы Михаила Пришвина - произведения человека, который искренне любил природу, наблюдал за ней, умел передать на письме ее красоту простым и понятным словом. За это его произведения ценит весь мир. Писателя всегда говорил с читателем искренне, никогда не приукрашивал повествование, не нагружал его лишними деталями, если они не играли роли в произведении.

Произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», «Времена года» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, желание понять красоту природы, стремление пробудить у школьников. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.

Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»,  в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.

Также, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к потешкам, пестушкам, закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы. Например, обычная потешка – воспитывает любовь к природе:

Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики звонили. 
Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики будили 
Всех жуков, пауков 
И весёлых мотыльков. 
Динь, день! Динь, день! 
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат. 
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся... 
Динь, день! Динь, день! 
Не проспите новый день!

Пословицы о природе раскрывают важность уважительного, бережного отношения к окружающему нас миру. Опыт, накопленный многочисленными поколениями, полезно изучать детям и взрослым.

В пословицах говорится о том, что природа накормит и согреет, если потрудиться. В отношении к природе надо иметь и терпение. Ведь дерево не сразу дает плоды. Некоторые растения плодоносят лишь через два, три года. Человек, любящий землю, изучает ее и использует знания с пользой для себя, без вреда для природы.

Прививая любовь к природе, на уроках русской литературы, я использую следующие пословицы и поговорки: 

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.

Каков сад, таковы и яблоки.

У хорошего садовода хороший сад.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - вся земля.

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.

Возле леса жить - голодному не быть.

И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.

Одни из самых древних головоломок – загадки о природе и природных явлениях. В загадках про природу зашифровываются деревья и кустарники, ручейки и лужи, а также такие интересные и загадочные явления, как гроза, радуга, молния, затмение. Так что в игровой форме ребенок еще и узнает много новой информации, в том числе о художественных приемах в литературе. Ведь в головоломках часто используются олицетворение (ветер – бородатый дядька, мороз – старик), сравнение (снег – как пух, радуга – коромысло, звезды – горошинки). Отличный способ развить смекалку и пополнить копилку знаний!

Бежит по равнине река,
Красива она, глубока.
Откуда бежит этот шумный поток?
Начало реки называют … (исток)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Если Луна Солнца свет закрывает,
То на Земле темнота наступает.
И это вот явление
Зовем мы все … (затмение)

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и, на основе этого, понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому перед педагогами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьника.

Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в поступках. Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому.

Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир.

Как научить  ребят бережному отношению к природе? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоемкое, но оно необходимо, так как будущее планеты  зависит от желания трудиться на благо природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Таким образом, формирование экологической культуры у учащихся средней школы  – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках. 

 

Литература:

Караева С.А. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках русского языка / С.А.Караева, А.А.Караева, С.Г. Козел // Актуальные проблемы методики  обучения русскому языку  в начальных классах: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала: ДГПУ, 2014.

 

. . . . .