Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подготовка к сочинению 9.2 в формате ОГЭ

Дата публикации: 2020-05-12 08:25:09
Статью разместил(а):
Горпынич Нелли Олеговна

Подготовка к сочинению 9.2 в формате ОГЭ

Автор: Горпынич Нелли Олеговна

ГБОУ «Школа № 1330», г.  Москва

 

Аннотация: в статье даны общие принципы работы при подготовке к сочинению 9.2, которыми могут руководствоваться учителя при подготовке учащихся к ОГЭ.

Ключевые слова: подготовка к сочинению, ОГЭ по русскому языку.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Государственная итоговая аттестация в 9 классе включает написание экзаменуемыми сочинения. И, по мнению выпускников, данный вид работы является для них одним из трудных. Тип сочинения в формате ОГЭ - рассуждение, которое имеет целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента. Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.

Работа над изучением типа текста рассуждение начинается с 5 класса. В 5 классе сведения о строении сочинения-рассуждения могут быть сформулированы следующим образом: в любом рассуждении имеются три части. В первой части содержится тезис - утверждение, которое нужно доказать. Во второй части обязательно дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Дети быстро запоминают структуру по схеме: тезис (почему?) – аргументы (потому что) – вывод (то, что из этого следует).

В 6 классе следует привлекать учащихся к элементам рассуждения в научном стиле.

В 7 классе учитель выстраивает работу над рассуждением публицистического стиля. Обучая школьников построению публицистических рассуждений, важно отметить особенности этих высказываний: использование цитат, доказательства от противного, риторические вопросы, вопросы-размышления.

Начиная с 8 класса, необходимо формировать у школьников умения давать общую оценку прочитанным художественным произведениям. Учащиеся должны научиться оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении. На уроках развития речи целесообразно познакомить с образцами эссе, отзывов, рецензий, обращая внимание на общие черты и различия текстов данных жанров. Для анализа предлагаются тексты различных жанров.

Сочинение в 9 классе на ОГЭ предполагает написание сочинения -  рассуждения по алгоритму:

1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.

2. Прочитайте задание 9.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

3. Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его. Определите:

а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) -  в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание - герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения - что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю (проще говоря, какова идея произведения);

г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т.п.).

4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идет о каких-либо нравственных понятиях  - добре, честности, милосердии).

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения - рассуждения. Проверьте его. Речевые клише помогут учащимся построить предложения.

   1. Вступление (формулирование тезиса): Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Смысл финала текста говорит нам о том, что… Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста: … Текст (фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над …

   2. Основная часть (аргументация): Эту мысль подтверждает предложение … Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста. Справедливость этого можно доказать на примере… предложения.

3. Заключение (вывод): Итак, в заключение … Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать, что … Таким образом, мы пришли к выводу, …

Практика показывает, что при написании сочинения 9.2 наиболее серьёзные затруднения учащиеся испытывают при подборе аргументов. 

1-й, 2- й аргументы - из прочитанного текста (цитата или № предложения). 

Когда ищем доказательства в тексте, удобно разбить текст на микро темы. О чем он? Затем составить план. Если трудно называть предложения в плане, можно использовать вопросительные П. Вопрос наталкивает на размышление, и в этом вам помогут речевые клише. На основе этого нужно сделать вывод. Сочинение в форме круга - с чего начал, тем и закончил - кольцевая композиция. 

 

. . . . .