Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

К вопросу об обучении английскому языку детей с ОВЗ

Дата публикации: 2023-01-24 23:38:38
Статью разместил(а):
Накалюжная Елизавета Константиновна

К вопросу об обучении английскому языку детей с ОВЗ

Автор: Накалюжная Елизавета Константиновна

МБОУ ЦО № 36

 

Аннотация: В этой статье автор делится своим опытом в области преподавания английского языка  обучающимся с ОВЗ, описывает, как адаптирует существующие методики и УМК к их возможностям, подчеркивая важность создания ситуации успеха, развития у учащихся памяти, речи, восприятия, мышления, кругозора, а так же подчеркивая, что основной целью изучения английского языка с детьми с ОВЗ является  развивающая, не знания, а развитие.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, развитие, обучение иностранному языку.

 

Как известно, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья называются лица, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют полному освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [7]. Под влиянием новых нововведений общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на новый этап развития, возникла необходимость пересмотреть соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе своей работы в учебном заведении для  обучающимися с ОВЗ я неоднократно сталкивалась с тем, что в результате воздействия многих неблагоприятных факторов и в связи с наследственной патологией нарушения психомоторного развития за последнее время резко увеличилосьчисло детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Таким детям приходится с самого рождения бороться за выживание и за возможность нормально развиваться и учиться. Это  и дети-инвалиды, и  другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. 

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, позитивные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Хотелось бы выделить основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, это затрудненная связь с внешним миром, недостаток социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения, доступа к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.

Психологи утверждают, что, если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [2].

Как известно, к основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети с нарушением речи (логопаты).

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с умственной отсталостью.

Учебный процесс для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Хотелось бы более подробно рассмотреть специфику преподавания английского языка для детей с ОВЗ. Содержание предмета «Английский язык» в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка - аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся.

В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). В нашем учебном заведении использовался учебник О.В. Афанасьевой “Rainbow Emnglish”, который, на мой взгляд, является слишком сложным для обучающихся с ОВЗ.

Аудирование.

Многократное аудирование вводимых структур от самых простых к более сложным позволяет лучше изучить необходимый материал.  Для развития навыков аудирования мною  использовались разные упражнения: послушай и повтори, найди слова на определенную тему (услышь их), соотнеси с картинкой, хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук или слово на тему и т.д. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультфильм, видео ролик, анимированную песню.

Чтение.

Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах с детьми с ОВЗ. Для развития навыков чтения я выбирала самые  простые адаптированные тексты, задания могут быть следующими: соотнести с картинкой, расставить предложения в логическом порядке, закончить предложение,. В старших классах пыталась найти определенные факты и выполнить упражнения типа True/False.

Говорение.

У обучающихся с ОВЗ усвоение лексического материала происходит замедленно, им требуется больше времени, чтобы начать активно использовать его в устной речи. Поэтому для усвоения я отбираю только наиболее употребляемые лексические единицы, ввожу их только с опорой на наглядность, отрабатываю в чтении. Часто использую стихи, рифмовки, пословицы, т.к.важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. У детей с ОВЗ очень часто затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке на уровне своего развития. Поэтому я стараюсь отбирть для изучения грамматические структуры простые в усвоении.

Письмо.

Обучение письму является одним из самых сложных этапов обучения для любого обучающегося. Специфика обучения письму детей с ОВЗ предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Для этого я старалась  использовать различные карточки, игры.

Для детей с ОВЗ очень важна постоянная смена деятельности, они не могут концентрироваться на определенном материале долгое время. Поэтомуя старалась проводить физкультминутки, особенно с младшими школьниками. Их я пыталась совместить с повторением лексики (лексические игры в движении «Выполни команду», «Покажи слово») или с развитием навыков аудирования (послушай песенку и повтори). 

Итак, учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ, чтобы нивелировать сложность предмета, я старалась придерживаться основных методических принципов [3]:

  • Обеспечение подвижной деятельности детей.
  • Частая смена деятельности.
  • Погружение в языковую среду.
  • Многократное аудирование вводимых структур.
  • Преемственность и постоянное повторение материала.
  • Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.

Тем не менее, чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, владение приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.

Также очень важное значение при обучении детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Таких детей хвалю, зачастую не за достижение определенных предметных результатов, а за стремление, активность и творчество. Основная цель изучения английского языка с детьми с ОВЗ — развивающая, не знания, а развитие. На уроках необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление, кругозор. 

Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть и радоваться успехам каждого.

 

Список литературы:

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун-т им. В.П. Астафьева. - 2013. - 123 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013. - 316 с.
  3. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - 284 с.
  4. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. - М.: Академия, 2014. - 654 с.
  5. Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 143 с.
  6. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: Академия, 2015. - 180 с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

 

. . . . .