Прием Синквейна в работе педагога-психолога
Прием поэтического Синкве́йна в консультативной работе педагога-психолога
Автор: Семечкова Марина Ивановна
ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
Аннотация: В статье рассматривается возможность приема составления синквейна в процессе психологического консультирования подростков старшего возраста.
Ключевые слова: психологическое консультирование, старший подросток, синквейн.
Слово cognition (англ.) буквально переводится как «акт познания, восприятия». Изучая этот аспект развития подростков, можно рассмотреть не только сторону расширения знаний, но и увидеть, как постепенно возрастает способность подростков применять свои знания в решении жизненных задач.
Наряду с концепцией Ж.Пиаже о стадиях развития мышления многое в данном материале основано на взглядах Дэвида Элкинда, исследователя, проявившего, каким образом интеллектуальное развитие подростков влияет на формирование их личностей.
Представители когнитивного направления в психологии называют подростков «юными учеными», потому что они спонтанно и интуитивно решают различные проблемы серьезными научными методами. Важной особенностью подросткового развития становится способность к гибкости мышления. Мысли и решения проблем теперь более разносторонни, наблюдаются нестандартные интерпретации результатов. Умение предполагать различные возможные варианты развития событий еще до их свершений, позволяет подросткам не удивляться получаемым результатам.
В структуре формально-операционального мышления начинает применяться вторая система символов: набор символов для символов. Например, слова могут теперь иметь двойное или тройное значение. Так, с помощью комикса можно изобразить целую историю, которую иначе пришлось бы долго объяснять.
Подростки способны думать об абстрактном и возможном, это позволяет им проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и размышлять о том, что могло бы быть. Их мышление становится изобретательным, оригинальным, образным, с преобладанием возможного над реальным. Изменения в когнитивном развитии приводят ко многим важным последствиям в жизни подростка, оказывают влияние на формирование черт юной личности.
Идеализм
Способность сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в идеалистов. Обратившись к миру взрослых, они становятся намного более восприимчивыми к моральным рассуждениям. У некоторых подростков на определенное время может развиваться нечто вроде мессианского комплекса. При всей своей скромности они склонны приписывать себе важную роль в спасении человечества, считают, что предпринимают серьезные усилия, чтобы переделать мир, обычно в словесных баталиях, но иногда – в различных групповых движениях.
Лицемерие
Поскольку у подростков слово часто расходится с делом, их иногда обвиняют в лицемерии. Подростки часто говорят одно, а делают другое, потому что, выполняя обычные повседневные дела, мысленно они «витают в облаках» и не всегда видят взаимосвязь между тем, что делают, и тем, о чем думают. Взрослые неосознанно поощряют такое притворство, когда просят подростков демонстрировать определенные чувства, в то время как их на самом деле нет.
Псевдоглупость
Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Выполняя формальные операции подросток способен долго рассматривать альтернативы, но новизна этого процесса мышления уводит его столь далеко, что он может казаться глупым, хотя на самом деле у него отличные способности и просто не хватает опыта. Например, подросток более старшего возраста может бесконечно выбирать одежду, чтобы надеть сегодня.
Эгоцентризм
Вместе с развитием способности анализировать свои мысли у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. Подростки склонны создавать так называемую воображаемую аудитория и формировать миф о собственной исключительности. В результате они становятся эгоцентричными, им кажется, что на них все время все смотрят. Они верят, что другие не просто обращают на них внимание, но мысленно их осуждают. Кто угодно почувствует себя неуверенно, оказавшись в центре такого пристального внимания.
Подростковый возраст – это период испытаний и перемен, время, когда принимаются осознанные и непреднамеренные решения. К тому же подростки начинают сомневаться в авторитете родителей и хотят принимать сами некоторые решения, касающиеся выбора друзей, занятий в свободное время, времени прихода домой и привычек учиться. Последствия данных рассуждений частично зависят от того, насколько верно принято решение. Одна из черт умного, зрелого человека заключается в способности взвешенно подходить к поступкам. Подросткам старшего возраста уже присуще мыслительные процессы более высокого порядка: умозаключение, размышление и рассуждение.
Во время психологической консультации сложившийся контакт психолога и подростка помогает создать предпосылки для продуктивного хода личностного развития клиента. В силу особенностей юной психики практикующие специалисты знают, что хорошим подспорьем в процессе взаимодействия становятся инструменты, позволяющие осуществить косвенный подход к проблеме.
В практике психологии синквейн – это эффективный метод, помогающий быстро синтезировать, резюмировать и преобразовывать информацию, идеи, чувства, ассоциации.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Откуда синквейн взялся?
Эту стихотворную форму придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале 20 века. Считается, что на создание синквейна её натолкнуло знакомство с японской поэзией. Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по заданным правилам. Помогает выстроить ассоциативный ряд по определенной тематике, способствует созданию рефлексивного взгляда на заданный вопрос.
Как написать синквейн?
Структура синквейна такова:
1 строка – заголовок, 1 слово - тема синквейна, его суть. Это должно быть существительное или местоимение. (Что? Кто?)
2 строка – два прилагательных или причастия. (Какое?)
3 строка – три глагола или деепричастия. (Что делает?)
4 строка – предложение из 4 слов (можно 3 слова, можно 5 – не очень строго).
Это должно быть личное отношение говорящего к тому, о чём он пишет, или его личное видение темы (Что я думаю, чувствую по этому поводу?)
5 строка – вывод, итог, обобщение и одновременно ассоциация со словом первой строки. 1 слово. Существительное.
Как выглядит синквейн? Пример:
Подросток
Непредсказуемый Молодой
Взрослеет Развивается Хулиганит
Молодость часто непредсказуема
Творчество.
Список литературы:
1. Сапрыкина А.А. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. – 2017. - № 3.1 (137.1)
2. Райс Ф., Долджин К., Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Издательство "Питер", 2015г.
3. Фетисова А.А. Использование синквейна при работе над лексическим аспектом языка // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2009.