Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Компетентность педагога – основа диалоговой и разноуровневой форм обучения

Дата публикации: 2023-02-07 20:11:45
Статью разместил(а):
Иванов Максим Сергеевич

Компетентность педагога – основа диалоговой и разноуровневой форм обучения

Автор: Иванов Максим Сергеевич

Московская центральная художественная школа при РАХ, г. Москва

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие «компетентность педагога» как основа диалоговой и разноуровневой форм обучения на уроке естествознания по ФГОС.

Ключевые слова: диалоговая форма обучения, разноуровневая форма обучения, психология, педагогика, компетентность, естественно-научная картина мира.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Требования современных стандартов в системе образования предусматривают глубокие психологические знания и использование этих знаний в области педагогики. Сам характер развития образования обусловил возникновение иных требований к личности и профессионализму учителя. Кроме того, переход от знаниевой к компетентностной парадигме предполагает изменение требований к профессиональной компетентности педагога. Ввиду того, что сегодня возникли особые критерии к оценке профессионализма учителя, стоит уделять особое внимание именно на детальном рассмотрении вопроса формирования профессионально-педагогической компетентности. Высококомпетентный учитель сегодня – это тот учитель, который не только осведомлен о личностных особенностях детей и подростков, но и активно использует эти знания в практической деятельности.

По мнению Л.Н. Захаровой [1] психолого-педагогическая компетентность – это умение строить свою профессиональную деятельность, соответствующую требованиям в ориентировочной, структурной и функциональной полноте, мотивационной и коммуникативной адекватности. Само определение компетентности складывается из множества компонентов. Таким образом, высококомпетентный педагог всегда должен быть знаком со своими мотивами и чувствами, а также мотивами и чувствами учащихся, владеть результативными коммуникативными технологиями, отлично представлять себе что и как отразится на общем образовательном результате.

Многие специалисты не делают различий между понятиями «компетентности» и «грамотности» психологического характера, причем психологическая грамотность рассматривается как начальный уровень компетентности.  В основе любой грамотности или компетентности лежит  адекватное использование профессионального и личного опыта, знаний и навыков, переломленных той или иной ситуацией и самой личности педагога.

В работах специалистов в области педагогической психологии [2] структура психологической компетентности рассматривается более комплексно, что не идет вразрез с вышесказанными доводами.

Во-первых, это компетентность коммуникативного порядка – способность адекватно принимать и транслировать информацию, поддерживать педагогически целесообразные профессиональные отношения, во-вторых, интеллектуальная эффективность как способность принимать эффективные с точки зрения педагогической деятельности решения, учитывая возрастные и индивидуальные различия учащихся. В-третьих, социально-психологическая компетентность – это умение стратегически и тактически планировать образовательные и воспитательные результаты, применять и разрабатывать технологии, выбирать средства достижения результатов.

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой не просто степень осведомленности в области психологии и педагогики, но и качественный уровень личностной готовности применения имеющихся знаний, а также необходимость самому педагогу быть самоактуализирующейся личностью, личностью, готовой к изменениям, развитию, максимальному раскрытию собственного потенциала.

В чем же значение психолого-педагогических знаний и умений? Дело в том, что высокая степень психолого-педагогической компетентности позволяет учителю применять разнообразные методы и подходы, гибко минуя скрытые и явные психологические «ловушки», так или иначе встречаемые на пути как молодых, так и опытных специалистов-педагогов. Кроме того, приобретенная система знаний и умений позволяет адаптировать собственную деятельность так, чтобы получить более весомый результат. Это особенно важно, поскольку современный школьник приобрел своеобразные психологические особенности, связанные с восприятием информации и ее обработкой (мышлением).

Мышление современного ученика отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью», т.е. наличием огромного объема информации, которая имеет отрывистый, эклектичный характер. В настоящее время использование мобильных приложений телефонов, персональных компьютеров, просмотр телепрограмм сформировало мышление современных детей и подростков не достаточно критичным в отношении поступающей информации, в ряде случаев лишая его нужного инструментария – способности к структурному анализу, логике, способности последовательно обобщать и, главное, объяснять. Сегодняшние дети, в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала учителем, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов, зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Это мышление организма на переизбыток информации [3].

В настоящее время это особенно важно, поскольку деятельность учителя относится к профессиям категории «человек – человек», предусматривающих активную взаимную работу личностей, соприкосновение психологических позиций, обмен опытом, каждодневный труд и самоанализ. Также согласно классификации академика А.Е. Климова, профессии «человек – человек» требуют глубокого знания внутреннего мира людей [4].

В области знаний психологии людей, возможно, стоит начать с собственной личности, поскольку невозможно хорошо знать психологию других, не зная самого себя, а также значение собственного «Я»,  способствующего развитию и самоактуализации. Важно понимать – ничто не привлекает к личности педагога, как его собственная индивидуальность. Харизматичный человек, хорошо владеющий собой и своими эмоциями, имеющий немалый кругозор, в том числе, в области гуманитарных знаний, сам по себе привлекает внимание. А для фигуры учителя личностная притягательность тем более важна, ведь учитель вступает в коммуникацию и способствует формированию личностей детей.

Психолого-педагогическая компетентность проявляет себя как способность особым способом взаимодействовать с другими людьми и не сводится только к одной характеристике, будь то личностные особенности учителя, либо его знаний в области педагогики и психологии, либо сугубо профессиональному таланту. Тут важно все, и именно данная закрученная совокупность дает необходимый результат в преподавании предмета или в организации воспитательной работы.

Психолого-педагогическая компетентность определяется не только знаниями и умениями, но и совокупностью личностных особенностей, особое место в котором занимает коммуникативный комплекс личностных качеств – способность к рефлексии, эмпатии, психологическая гибкость, общительность, способность работать в группе, харизма.

Вся педагогическая деятельность так или иначе завязана на общении, на окружающих людях, с которыми, для достижения определенных результатов нужно уметь договариваться. Сегодня невозможно быть влиятельной персоной без постоянного стремления самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Влиятельный в межличностном плане человек должен быть интересен. А интересен он тогда, когда его душа занята интересным для него делом, т.е. он сам чем-то очень занят и его жизнь насыщена интересными событиями.

Влияние – это не только харизма, это писхо-эмоциональная уравновешенность, это авторитетность, рассудительность, внешняя привлекательность. Таким образом необходимо понимать, что попытка отразить компетентность носит ограниченный характер, и все составляющие должны рассматриваться если не в сочетании, то хотя бы в тесной связи между собой.

Также интересна особенность того, что все компетенции (включая наиболее близкую для нашего вопроса «личностную») замыкаются на мотивационной составляющей, т.е. чем человек увереннее и успешнее в своем деле, тем он больше и больше заинтересован в результатах своего труда. Мотивация – категория формируемая, хрупкая, зависимая от множества факторов, а это означает, что человек должен осознать одну вещь: большинство из наших профессиональных способностей закладываются не только самой природой, но и формируются нами же в процессе деятельности, а замыкается все на нашем желании достигать образовательных результатов.

Еще один компонент компетентности, включенный в личностную составляющую – это «инновационная мобильность». Особенность данного компонента заключается в том, что человек, претендующий на хороший уровень профессионализма, в особенности в сфере психологии и педагогики, должен быть актуальным, соответствующим своему времени, а чаще всего даже немного опережать его в каких-то побуждениях, стремлениях, навыках. Невозможно по-настоящему влиять, если не знать, чем именно заняты умы детей, что они любят, что находится на пике моды, о чем мечтает и на что надеется наше подрастающее поколение. Педагогическая деятельность побуждает справляться с новинками и нововведениями технического свойства. Учитель может быть прекрасным специалистом, но если он не владеет современной техникой, компьютером, не знает основных принципов работы сети, социальных сообществ, он, скорее всего, не будет современным и по-настоящему востребованным.

Если психология дает основу для знания людей и их особенностей, то педагогика позволяет найти подходы к формированию личности и к ее управлению. Известно, что педагогика – это целенаправленное влияние на личность, основывающееся на знании психологии. Таким образом, педагогика с помощью приемов психологического характера способна с успехом решать профессиональные задачи. Воспитатель или педагог, обладающий психологическими знаниями, способен более тонко различать разнообразные педагогические ситуации, правильно и адекватно интерпретировать состояния, использовать психологический инструментарий анкеты, тесты, опросы, различные формы обучения.

Важно понимать, что использование психологического инструментария предполагает предварительную подготовку, поскольку любая методика требует аккуратного, скрупулезного подхода. Это касается и корректности использования методик в отношении тех или иных групп людей, где важно учитывать назначение, пол, возраст тестируемых, уровень их интеллектуального или иного развития. Кроме того, особого внимания требует и интерпретация результатов, поскольку есть методики с определенной системой «защиты» (шкалы валидности, достоверности), а есть и совсем простые, ориентированные на любительский уровень.

Использование педагогического инструментария на уроках (различных форм обучения) позволяет в определенной мере найти подход к каждому конкретному обучающемуся, его творческие интересы, раскрыть способности и заинтересованность в изучении отдельных предметов.

Практическая значимость использования конкретных форм обучения (диалоговая, разноуровневая) проводилась на занятии по предмету «Естествознание» в старшей школе. Урок проводился по ФГОС в 10 классе по УМК «Естествознание. Базовый уровень. 10 класс» по теме: «Естественно-научная картина мира».

Диалоговое обучение предполагает активное взаимодействие между учителем и учениками, а также между группами или отдельными обучающимися. Разноуровневое обучение, как педагогическая технология, предполагает разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

В процессе объяснения естественно-научной картины мира была затронута общенаучная картина мира, позволяющая объединить научные знания в единую систему. Была определена метапредметная область, позволяющая проследить взаимодействие отдельных наук при изучении предмета исследования. Учащиеся привели примеры, подтверждающие изучение конкретного научного знания (строение атомов, химические реакции α и β-распада, термоядерные реакции) такими науками, как Физика и Химия.

При описании эволюции естественно-научной картины мира были описаны механическая картина мира, где на поставленную учителем задачу изложить основные особенности рассматриваемой картины мира учащиеся активно приводили примеры  школьного курса физики, изучаемого в 7-9 классах. Также учащиеся привели примеры из курсов Химии, подтверждающие механическую картину мира и ее метапредметную связь с Физикой.

В обсуждении электродинамической картины мира учащиеся, основываясь на знаниях, полученных на уроках физики, привели примеры из области электрических, магнитных явлений и электромагнитного поля, подтверждающие справедливость данной теории (открытие явления электромагнитной индукции М. Фарадеем, закон Ома для участка цепи, теория электромагнитного поля (Дж. Максвелл)).

Приведенные учащимися примеры в области явления радиоактивности, а также двойственной природы происхождения света (геометрическая и волновая оптика) подтверждают существование квантово-полевой картины мира, развитие которой продолжается и в настоящее время.

Проанализировав и обсудив эволюцию естественно-научной картины мира были рассмотрены основные принципы, отражающие взаимосвязь фундаментальных теорий.

При анализе принципа соответствия, сущность которого заключается в том, что каждая старая теория входит в более общую новую теорию как ее частный предельный случай, учащимися были приведены примеры, подтверждающие данный принцип (рассмотрение классической механики как предельного случая специальной теории относительности).

Две точки зрения о природе происхождения света, описанные и приведенные учащимися, позволяют описать принцип дополнительности, означающий необходимость и возможность применения двойственного подхода к исследованию и описанию различных явлений. В зависимости от среды распространения, свет может вести себя как поток элементарных частиц (фотонов), так и частный случай электромагнитного излучения (волна).

Таким образом, использование диалогового и разноуровневого обучений подходит для различных дисциплин, в том числе и дисциплин естественно-научного направления. Универсальность, метапредметность таких форм обучения обуславливает их широкое применение при обучении по программе ФГОС. Проведение занятий в форме диалогового и разноуровневого обучения позволяет работать и получать определенные результаты с учащимися, обладающими различным уровнем знаний по изучаемым предметам. Рассмотренные в статье формы обучения можно широко использовать для формирования широкого круга компетенций как у учащихся школ, так и у студентов среднего профессионального образования, а также  сохранить высокий уровень творческой мотивации обучающихся.

 

Список литературы:

1. Захарова Л.Н. «Современный преподаватель: Психолого-педагогические основы профессионального мастерства». Раздел. «Психология» Учебно-методическое пособие печ. Н. Новгород: ННГУ. 2008. – 43c.

2. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: «Феникс», – 2003. –544 с.

3. Червова И.В. «Особенности «клипового» мышления школьников и способы преодоления его последствий в процессе преподавания биологии», материалы Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Информатизация образования», организаторы: ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» (2013 г.).

4. Климов Е.А. «Потемки» и « светильники» в становлении профессионала. Пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. М. МПСИ,2007.

 

. . . . .