Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Метод проектов в формировании нравственных качеств обучающихся

Дата публикации: 2023-02-10 19:52:04
Статью разместил(а):
Ларина Надежда Ивановна

Метод проектов в формировании нравственных качеств обучающихся

Авторы: Ларина Надежда Ивановна

и Рудавина Татьяна Петровна

МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка, Белгородская область

 

Аннотация: Авторы  делятся опытом своей работы при использовании проектного метода в средней и старшей школе. Применение технологий проектной деятельности способствует формированию нравственных качеств и повышению профессиональных компетенций обучающихся. Авторы дают методические рекомендации при работе над проектом, описывают этапы подготовки, определяют его цели и задачи, представляют готовый план-конспект. Материал статьи может быть использован как при работе над проектом, так и для проведения уроков для повышения учебной мотивации учащихся.

Ключевые слова: метод проектов, формирование нравственных качеств, профессиональные компетенции.

Тематическая рубрика: Средняя и старшая школа.

 

Проектное обучение - вид отдельной, специально организованной деятельности обучающихся, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности. В связи с широким применением информационных технологий, проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной.

Метод проектного обучения ориентирован на формирование нравственных качеств, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе  решения  какой-либо проблемы. В проектной деятельности обучающимся необходимо решить конкретные задачи для достижения основной цели.

В теоретической части раскрывается тема проекта, определяются технология и организация работ. В практической используются анкеты и делаются выводы.

План-конспект проекта «Хочу делать добро»

Ты молод и полон сил?

У тебя есть свободное время?

И ты хочешь, чтобы окружающий мир был добрее и лучше,

чтобы  в нём царили радость и счастье, забота и внимание?

Тогда проект «Хочу делать добро» - твой!

Актуальность. В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе. Характерно, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. В маленьких сёлах, где нет домов престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия.

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы, дети, в последнее время  начали осознавать, что самым острым дефицитом  стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.

Одной из сегодняшних задач нашей школы является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в нашем селе, да и районе, немало. Пожилые люди по самым разным причинам, остаются один на один со своей старостью, беспомощностью. Болезни, нехватка денег, неспособность обслуживать себя - всё это делает жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.

Хорошо, что сейчас появились социальные работники, которые оказывают необходимую помощь пожилым людям. И всё-таки этого мало. Старикам необходимо чувствовать, что они нужны кому-то, что их опыт, знания могут ещё пригодиться молодому поколению.

В нашей школе есть ребята-волонтёры. Это ученики разных классов. Дети часто навещают пожилых людей, помогают в уборке, ходят в магазины и аптеку. В праздничные дни не забывают поздравить своих подопечных и подарить им сувениры, сделанные своими руками. Ребята не только помогают пенсионерам, но и беседуют с ними о том, как жили люди раньше, какие были обычаи в то время. Эти воспоминания помогли нам собрать материалы об участии наших земляков в В О войне. Общаясь со школьниками, пожилые люди как бы молодеют душой, забывают на время о болезнях, одиночестве. Ребятам такое общение тоже очень полезно. Таким образом, они узнают много нового об истории своей страны.

Проект «Хочу делать добро» призван сплотить добровольцев из числа молодых людей для оказания помощи (социальной, психологической, бытовой, консультативной и иной) нуждающимся пожилым людям. Реализация данного проекта позволит отработать механизмы оказания адресной помощи нуждающимся пожилым людям силами  волонтёров.

Цель проекта: Включить школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей. Укрепить духовную связь между людьми разных поколений. 

Задачи проекта: 

- оказать социальную помощь и психологическую поддержку одиноким и престарелым людям; 

- пропагандировать здоровый образ жизни и семейные ценности; 

- стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность школьного самоуправления. 

Миссия проекта: 

- актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество. 

Участники проекта: волонтеры школы, педагоги, родители.

Анкета для учащихся школы:

(141 человек)

1. Какая проблема общества сейчас наиболее актуальна?

А) Отношение к пожилым людям - 86%

Б) Бездомные животные - 7%

В) Взаимоотношения сверстников - 7%

2. В наших ли силах помочь пожилым людям?

Да - 92%

Нет - 2%

Не знаю - 6%

3. Что нам нужно для реализации проекта?

Деньги - 19%

Чтобы каждый был заинтересован - 88 %

Помощь взрослых - 45%

Ожидаемые результаты. 

Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; более бережное внимание детей и их родителей друг к другу, повышение социальной ответственности родителей за воспитание своих детей. Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.

1) Будет составлен список пожилых людей, которым оказывается помощь учащимися школы;

2) Тесное сотрудничество в селе с пожилыми людьми;

3) В ходе выполнения проекта мы научимся проводить диалог и дебаты с руководителями разных структур, а также работать в команде.

Основные результаты проекта:

1) Налажена связь и тесное сотрудничество с  главой Шараповского поселения.

2) Получена поддержка родителей школы для приобретения сладких подарков для пожилых людей, проживающих в селе.

3) В ходе выполнения проекта мы научились проводить диалог с руководителями разных структур, пожилыми людьми, а также работать в команде.

4) В школе был создан живой уголок.       

5) Учениками Шараповской школы была проведена акция ко дню пожилых людей.

6) У нас есть в школе  волонтеры, которые помогают пожилым людям по хозяйству: принести воды, подремонтировать забор.

Выводы:

По нашему мнению, основной ресурс для развития гражданского общества – это ресурс человеческий, рациональное использование которого поможет существенно сократить материальные издержки, поддержать необходимую атмосферу творчества и желания социальных достижений.

Выявлены престарелые люди, особо нуждающиеся в  нашей, в первую очередь психологической, поддержке. Ведётся работа по оказанию помощи (социальной, психологической, бытовой) нуждающимся гражданам. Тем самым проект позволяет улучшить психологическое состояние людей преклонного возраста, создать у людей старшего поколения чувство востребованности.

Реализация проекта способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, повышению ее социальной активности и гражданской ответственности.

Многие люди заботятся о нас, нам щедро дают, но от нас и ждут, и у нас достаточно сил, чтобы делать добро людям. Мы сможем достойно жить в нашем непростом мире, только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и уважать друг друга. Надо научиться серьёзно относится к своей жизни, контролировать свои потребности и желания. Надо выработать в себе уважение к пожилым людям. Каждый человек должен научиться любить людей и тогда пожилые люди увидят, мир немного по-иному и им захочется рассказать об этом.

В нашем случае начало положено …

 

Cписок литературы: 

1. Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. ГОУ ДПО "Центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий". 2007 – с. 101 

2. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 22. № 4. С. 132–152.

3. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. – № 9. – 177-180 с.

4. Новиков Т.А. Проектная технология на уроках и во внеурочной  деятельности // Школьные технологии. 2000. – №2. – 43-52 с.

 

. . . . .