Современные инновационные методики преподавания общеобразовательных дисциплин
Современные инновационные методики преподавания общеобразовательных дисциплин
Автор: Ржевская Екатерина Григорьевна
МБОУ "СОШ № 14 с УИОП", г. Иркутск
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какие формы и методы обучения общеобразовательным дисмциплинам существуют. К ним относятся метод круглого стола, метод ролевой игры, метод анализа ситуации, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, а также метод проектов. В работе приводится общая характеристика методов и делается вывод о том, что все они способствуют развитию творческого потенциала обучающихся.
Ключевые слова: инновационные методики преподавания, активные формы и методы, метод круглого стола, метод ролевой игры, метод анализа ситуации, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, метод проектов
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Общеизвестно, что для активизации творческого мышления студентов необходимо гармонично дополнять традиционные методы и формы обучения так называемыми активными формами и методами.
К подобным методам относится, например, метод круглого стола, в ходе которого обучающиеся обсуждают определённую тему, находя общее и различное в своих точках зрения относительно выбранного вопроса. Каждый обучающийся выступает с заготовленными тезисами, далее отвечает на вопросы других участников круглого стола. Известно, что «в споре рождается истина». Преподаватель выступает в качестве координатора дискуссии, в роли «независимого арбитра» и следит «за нитью обсуждения».
Метод ролевой игры - обучающей техники, в ходе которой студенты разыгрывают ситуации под руководством преподавателя. Для того, чтобы успешно реализовать данный метод, преподаватель должен распределить определённые роли и задания между участниками. В ролевой игре важны чёткость указаний и того, на что обучающимся важно обратить внимание.
Метод анализа ситуации (Case study) - это реалистичный сценарий проблемы, которую необходимо решить обучающимся. Уровень сложности задачи варьируется от простого к сложному, варианты её решения не сводятся к одному. Их может быть несколько, так как над решением проблемы работают несколько человек. Важен тот факт, что ситуации кейса должны быть применимы к реальной действительности.
Технология обучения в сотрудничестве (Cooperative learning) предполагает совместное взаимодействие обучающихся по определённой теме, освоение новых знаний в процессе коммуникации.
Технология проблемного обучения представляет собой создание педагогом проблемной ситуации и активизации самостоятельной деятельности обучающихся по поиску путей её решения, в результате чего у обучающихся возникает внутренняя потребность разобраться в проблеме и, таким образом, решить её творчески, нестандартно.
Отметим также метод проектов, который способствует развитию у обучающихся критического и творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Основными этапами проектной деятельности являются:
1. Инициирование проекта - определение цели, задач проекта, его актуальности
2. Планирование деятельности - поиск необходимых источников информации ( как электронных, так и печатных) по теме, планирование деятельности по достижению определённых результатов.
3. Реализация проекта - поэтапное решение задач, итогом которого является конкретный результат.
4. Оценка результатов - осуществление анализа выполнения проекта, его положительных и отрицательных результатов.
В итоге отметим, что современные инновационные методики призваны мотивировать обучающихся к получению знаний, развить креативное и творческое мышление и, соответственно, способствовать их дальнейшему успеху в профессиональной деятельности.