Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные инновационные методики преподавания общеобразовательных дисциплин

Дата публикации: 2023-02-12 11:07:26
Статью разместил(а):
Ржевская Екатерина Григорьевна

Современные инновационные методики преподавания общеобразовательных дисциплин

Автор: Ржевская Екатерина Григорьевна 

МБОУ "СОШ № 14 с УИОП", г. Иркутск 

 

Аннотация: В этой статье  автор пишет о том, какие формы и методы обучения общеобразовательным дисмциплинам существуют. К ним относятся метод круглого стола, метод ролевой игры, метод анализа ситуации, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, а также метод проектов. В работе приводится общая характеристика методов и делается вывод о том, что все они способствуют развитию творческого потенциала обучающихся. 

Ключевые слова: инновационные методики преподавания, активные формы и методы, метод круглого стола, метод ролевой игры, метод анализа ситуации, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, метод проектов 

Тематическая рубрика: Средняя школа. 

 

Общеизвестно, что для активизации творческого мышления студентов необходимо гармонично дополнять традиционные методы и формы обучения так называемыми активными формами и методами. 

К подобным методам относится, например, метод круглого стола, в ходе которого обучающиеся обсуждают определённую тему, находя общее и различное в своих точках зрения относительно выбранного вопроса. Каждый обучающийся выступает с заготовленными тезисами, далее отвечает на вопросы других участников круглого стола. Известно, что «в споре рождается истина». Преподаватель выступает в качестве координатора дискуссии, в роли «независимого арбитра» и следит «за нитью обсуждения». 

Метод ролевой игры - обучающей техники, в ходе которой студенты разыгрывают ситуации под руководством преподавателя. Для того, чтобы успешно реализовать данный метод, преподаватель должен распределить определённые роли и задания между участниками. В ролевой игре важны чёткость указаний и того, на что обучающимся важно обратить внимание. 

Метод анализа ситуации (Case study) - это реалистичный сценарий проблемы, которую необходимо решить обучающимся.  Уровень сложности задачи варьируется от простого к сложному, варианты её решения не сводятся к одному. Их может быть несколько, так как над решением проблемы работают несколько человек. Важен тот факт, что ситуации кейса должны быть применимы к реальной действительности. 

Технология обучения в сотрудничестве (Cooperative learning) предполагает совместное взаимодействие обучающихся по определённой теме, освоение новых знаний в процессе коммуникации. 

Технология проблемного обучения представляет собой создание педагогом проблемной ситуации и активизации самостоятельной деятельности обучающихся по поиску путей её решения, в результате чего у обучающихся возникает внутренняя потребность разобраться в проблеме и, таким образом, решить её творчески, нестандартно. 

Отметим также метод проектов, который способствует развитию у обучающихся критического и творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Основными этапами проектной деятельности являются: 

1. Инициирование проекта - определение цели, задач проекта, его актуальности 

2. Планирование деятельности - поиск необходимых  источников информации ( как электронных, так и печатных) по теме, планирование деятельности по достижению определённых результатов. 

3. Реализация проекта - поэтапное решение задач, итогом которого является конкретный результат. 

4. Оценка результатов - осуществление анализа выполнения проекта, его положительных и отрицательных результатов. 

В итоге отметим, что современные инновационные методики призваны мотивировать обучающихся к получению знаний, развить креативное и творческое мышление и, соответственно, способствовать их дальнейшему успеху в профессиональной деятельности. 

 

. . . . .