Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-02-13 02:44:06
Статью разместил(а):
Аршинова Лариса Николаевна

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка

Автор: Аршинова Лариса Николаевна

 ГБОУ "СОШ № 382 Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом работы с учащимися средней школы по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Представлена система работы и основные приемы, используемые на уроках.

Ключевые слова: функциональная грамотность, чтение, уроки русского языка и литературы.

 

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них. В рамках уроков русского языка и литературы мы проводим ряд мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:

1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение)

2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста

3. Развитие устной и письменной речи:

- развитие  орфоэпических навыков;

- работа по обогащению словарного запаса;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

На уроках русского языка мы воплощаем несколько приоритетных направлений, одним из которых является смысловое чтение. Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать основную мысль и идею текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Для этого мы используем следующие приемы грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.

Рассмотрим один из самых простых, но очень важных приемов, которые очень помогают на уроках.

«Тонкий и толстый вопрос!». «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи».

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

Что сказал писатель?

К какому образу он обратился?

О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

Что имел в виду автор?

Почему прибегнул к такому сравнению?

К какому выводу он нас подводит?

Такой прием позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, о которых мы говорили ранее. Обратимся к следующему аспекту.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. И мы используем следующие интересные формы проработки этого навыка. На занятиях по внеурочной деятельности «Клуб Лингвист» мы проводим лингвистические игры, викторины, разгадываем кроссворды. Хочу с Вами провести одну.

Бескрылки.

Перед Вами будут четверостишия, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.

Раз Вещий Олег окружен был врагами:

«Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!»

Но реет по-прежнему Рюрика знамя:

Врагу не сдается наш гордый варяг.

Перевертыши:

Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки. Итак,

1. Стою у распахнутого настежь окна замкнутой светом сухой комнаты (Сижу за решеткой в темнице сырой)

2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий (Мой дядя самых честных правил)

3. Поговорки. Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса)

Такие формы работы развивают языковое чутье, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.

Одним из действенных средств, вызывающим интерес к уроку и развивающим функциональную грамотность, являются дидактические игры. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Восстанови слово по морфемной модели», «Бестолковый словарь».

Одним из видов дидактической игры может быть сочинение лингвистической сказки. Например, при изучении правила о чередовании гласных в корнях -гар- -гор- или при изучении правила о правописании приставок пре- и при-. Если персонажами сказки будут эти приставки, то придумываем ситуацию, в которой при- совершала бы оценочную характеристику.

В работе над формированием функциональной грамотности обучающихся мы опираемся как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение. Развитию функциональной грамотности способствуют и нетрадиционные уроки, позволяющие повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом. На уроках литературы мы проводим: уроки-конкурсы чтецов, уроки театрализованных представлений, уроки-суды (над литературными героями), игры «Счастливый случай», «Умники и умницы». На уроках русского языка детям также нравятся уроки-викторины, уроки-путешествия.

Следующий распространенный прием, используемый нами на уроках русского языка: словарный диктант. Интересное представление новых словарных слов помогает эффективному усвоению и развивает важнейшие интеллектуальные качества школьников и развивает речемыслительные процессы.

Одним из видов словарных диктантов может быть терминологический диктант, в котором нужно узнать слова по толкованию лексического значения. Для этого вида подбираются слова на одно правило. Например, изучается правило о написании Ы и И после Ц. Диктант проводится следующим образом: учитель читает и задает вопросы, а дети отвечают одним словом – термином.

1. Как называется дословная выдержка из текста? – цитата

2. Каким словом можно назвать обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам? – дисциплина

3. Как называется предмет для вычерчивания окружностей, дуг? – циркуль

4. Как называется систематизированное собрание каких-либо предметов? – коллекция

Одновременно идет и орфографическая работа, и работа со словом.

При изучении разных орфограмм проводим аукцион трудных слов. Например, нужно назвать слова, которые имеют в своем составе исторический корень -чар-. В значении «волшебство, колдовство»: чаровать, очаровывать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, чаровнится,  разочаровать, разочарование и другие. Опираясь на знание этимологии дети сознательно активизируют свой словарный запас. К тому же данное упражнение развивает внимание и память, так как не должны повторяться уже названные слова.

Третий вопрос развития функциональной грамотности.

Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка. Научиться писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи на уроках русского языка и литературы мы предлагаем разнообразные виды письменных работ: сочинения, изложения (в том числе и с продолжением),  сказки, интервью, репортажи, очерки, эссе.

Итак, мы привели в пример лишь малую часть приемов, направленных на развитие читательской грамотности. У каждого учителя есть в запасе свой волшебный сундучок с интересными методами и приемами.  

Подведем итог: использование различных методических приемов на уроках русского языка влияют на мотивацию учащихся к обучению русского языка и появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Слабые учащиеся получают возможность испытать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

 

. . . . .