Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль фольклора в условиях развития ООШ через проектную деятельность

Дата публикации: 2023-02-15 11:38:50
Статью разместил(а):
Репарюк Елена Николаевна

Роль фольклора в условиях развития ООШ через проектную деятельность

Автор: Репарюк Елена Николаевна

МБОУ «СОШ № 20» г. Ангарск, Иркутская область

 

Аннотация: В этой статье  краткое описание роли фольклора в условиях развития общеобразовательной школы через проектную деятельность, влияние изучения малых жанров (устного народного творчества) и музыкальных фольклорных жанров на становление всесторонне развитой личности, понимающей значимость традиций и культуры русского народа. Делается упор на формирование гражданской позиции учащихся,  патриотическое воспитание в условиях развития общеобразовательной школы.

Ключевые слова: проектная деятельность, фольклор, патриотизм, гражданственность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Заметный отход от традиционных установок воспитания детей в современном обществе объясняется не только желанием педагогов и родителей как можно лучше и быстрее подготовить их в урбанизированном мире; скорее за ним стоит отрыв россиян, особенно городских, от национальной почвы. Восстановление традиционной системы воспитания, какой бы хорошей она не казалась, в наши дни вряд ли возможно, да и вряд ли нужно. Новые условия жизни и быта людей, иной взгляд на мир, новые задачи, стоящие перед обществом, не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали наши далекие предки. В старину говорили: «Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить». Однако в тех же русских пословицах встречается: «Не будь грамотен, будь памятен, может, что и сгодится».

Ныне в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое. Активно развивается фольклористика, изучение фольклорных образцов. Растет внимание к хранителям народного  искусства. Ученые и энтузиасты выявляют в русских селах, деревнях и даже городах тех, кто хранит в своей памяти сказки и предания, песни и хороводы, тех, кто бережно относится к творчеству своих предков. Особый интерес вызывают фольклорные ансамбли, дуэты и отдельные певцы, живущие в глубинке. Их репертуар изучается,      записывается. Создаются молодежные коллективы, которые изучают «почерк» - исполнительскую манеру народных певцов, пытаясь приблизиться к подлинности (аутентичности). Учитываются специфические говоры (диалекты).

Существенную роль в этом играет работа детских объединений по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия. На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей - соединение музыки, хореографии, истории фольклора. Система знаний детских объединений позволяет детям становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющих принимать активное участие в культурной жизни общества.

Одна из основных задач предмета фольклора - формирование у детей чуткого восприятия народного искусства. Знакомство с ним    формирует художественный вкус, что особенно важно в наши дни, когда слушатель оглушён музыкой очень разного и далеко не всегда высокого качества. Важно формировать у учеников любовь к народному искусству, стойкий интерес к нему.

При этом невозможно ограничиться лишь музыкальной стороной  вопроса. Напротив, концентрация внимания только на народной   песне, без рассказа об исторической эпохе ее возникновения, скорее оттолкнет детей от фольклора, чем привлечет к нему. Исходя из этого, следует определить два ведущих направления в работе: это, во-первых, использование обширного этнографического, исторического материала, который увлек бы учеников, приблизил к постижению условий бытования народной песни; во-вторых, обогащение слуховых впечатлений детей, развитие их слуха. Язык народной песни должен быть понятен им, дети не должны оставаться «глухи» к красоте народной песни.

В последнее время появилось много методических разработок, фольклорных программ, хрестоматий, помогающих педагогам в работе с детьми. В этом направлении работают многие фольклористы.   

Моя авторская программа интегрированного курса (музыка – фольклор – основы православной культуры) «Заветы предков», по которой я работаю в школе № 20 г.Ангарска с 2019 года составлена по принципу усложнения музыкального языка - от детских считалок, календарных песенок, игровых и хороводных песен  до истории возникновения народных и православных праздников.

Обращение к историческим  и культурным ценностям может стать одним из мощных стимулов для активизации социального взаимодействия. Традиции, как наиболее устойчивый элемент социального опыта, оказывают постоянное влияние на выработку норм социальной жизни.

Фольклор по своей сути и по роли в народной жизни способен оказать сильное воздействие на личность ребёнка, воспитание черт его характера - справедливости, гуманности, терпимости, свободы  и достоинства человека. Обращение к вечным ценностям, к тому, что отбиралось поколениями предков как самое лучшее, самое значимое поможет ощутить себя частью великой общности – народа, сибиряков. Программные уроки фольклора, где учащиеся в системе получали знания об истоках народной песни, традициях русского народа, обрядах, позволили выйти на новый уровень развития школьников - проект «Мы – часть своего народа и его культуры», являющийся подпроектом муниципального проекта «Гражданин» в рамках концепции «Сибирский характер как ценность». Этот проект, автором которого я являлась,  был направлен на возрождение народных традиций. Задачи выдвигались следующие:

- организационная и пропагандистская деятельность по развитию духовности;

- сотрудничество педагогов школ города, родителей, учащихся по освоению народных традиций, изучению народного края;

- становление гражданской позиции;

- содействие занятости детей в свободное время;

- активизация творческой фантазии на основе изученного материала.

В конечном итоге было организовано сетевое взаимодействие (партнёры – Дом творчества детей и молодёжи, Совет ветеранов г. Ангарска, ангарский Музей Победы, МОУ «СОШ №17, 32, 35, 40», ЦО № 8, МДОУ № 57, 33); проведены праздники «Коляда», «Масленица», «Посиделки», «Капустник» в МДОУ № 57, 33,  МБОУ «СОШ № 32, 20»), интегрированные уроки; организованы экскурсии на фестиваль национальных костюмов, концерт Губернаторского симфонического оркестра, в органный зал (г. Иркутск), художественный музей (г. Иркутск), проведены  концерты для участников В.О. войны, ко Дню пожилого человека, учителей, родителей.

В течение трёх лет (срок реализации проекта) проект помог найти единомышленников и поддержку в одном общем деле среди коллег, родителей и самих учеников. Множество разных конкурсов, фестивалей, народных праздников, концертов в дошкольных учреждений, школьных, инновационных выявили как одарённых детей, так и активизировали  трудных. Продуктом проекта стала и авторская программа «Православные Таинства» для девятиклассников, цель которой - знакомство учащихся с основами православной культуры, воспитание морально устойчивой личности в условиях современной школы. А также печатные авторские сценарии народных праздников в московских изданиях. Дипломы, грамоты, благодарственные письма за участие в концертной деятельности и научной, что подтверждали СМИ. Привлечены к творчески-практической деятельности более тысячи школьников, среди которых как одарённые дети, так и трудные и дети группы риска. 

Такая планово-системная работа на сегодняшний день вызывает интерес у ребят и даёт возможность погружаться в прошлое, осознавая, что это должно быть частью настоящего современного времени, ибо человек, не знающий прошлого, не имеет будущего. И сегодня все выше перечисленные праздники имеют место быть. Устраивая Посиделки, ребята уже используют свой авторский материал – небылицы, прибаутки, сказки, частушки, загадки собственного сочинения,  что подтверждает факт того, что каждый и есть часть своего народа, со своей историей, традициями.

На сегодняшний день старшеклассники выбирают творческие проекты, в которых исследуют историю национального костюма, создают авторские эскизы народного костюма, применяя современные детали, мастерят авторские народные инструменты. Делятся своими проектами на муниципальных и всероссийских научно-практических конференциях, где получают высокую оценку за свой труд, где приходит осознание значимости дела по возрождению народных традиций.  

Важной составляющей частью проекта является тот факт, что учащиеся делятся  своими знаниями как с младшими школьниками, так и старшими; как с родителями, так и учителями и воспитателями, как это всегда было в старину (из уст в уста).

По окончании проекта, работа по возрождению традиций не закончилась. На сегодняшний день к такой работе подключились учащиеся других школ и МБДОУ; на уроках музыки, ИЗО, фольклора используются наши наработки, а значит, всё не зря.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.  

Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать фольклор - прекрасное средство массового воспитания. А задача учителя - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.

 

. . . . .