Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Анализ заданий по формированию естественнонаучной грамотности, разработка комплексного задания

Дата публикации: 2023-02-24 13:18:16
Статью разместил(а):
Гиниятуллина Рита Шакирьяновна

Анализ заданий по формированию естественно-научной грамотности, разработка комплексного задания

Автор: Гиниятуллина Рита Шакирьяновна

МОУ «СОШ № 40», г. Магнитогорск

 

Аннотация: В этой статье автор актуализирует основные направления исследования PISA, делится своим опытом по разработке задания по формированию естественно-научной грамотности.

Ключевые слова: исследования PISA, функциональная грамотность, естественно-научная грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Центр оценки качества образования при Министерстве просвещения Российской Федерации активно принимает участие в международных сравнительных исследованиях TIMSS, PIRLS и PISA.

В Федеральном институте по оценке качества общего образования в 2019 году стартовал проект в формате международного исследования PISA, на основании которого в школах страны в течении  6 лет будет проводится мониторинг качества общего образования.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – мониторинговое исследование качества общего образования. Исследование PISA ориентировано на применение знаний, полученных в школе, в повседневных ситуациях.

Основные направления исследования PISA направлены на формирование функциональных грамотностей:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественно-научная грамотность, а также финансовая грамотность и глобальные компетенции.

Каждые три года в международных исследованиях оценки качества образования оцениваются читательская, математическая и естественно-научная грамотности у 15-летних учащихся. 

Краткая характеристика основных функциональных грамотностей. 

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Задания по читательской грамотности оценивают следующие компетенции:

- находить информацию в нескольких источниках;

- интегрировать информацию в тексты для получения выводов;

- оценивать качество и достоверность источников;

- оценивать противоречивую информацию из разных источников.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Задания по математической грамотности оценивают следующие компетенции:

- критическое мышление

- креативность;

- исследование и изучение;

- саморегуляция, настойчивость;

- использование информации;

- системное мышление;

- коммуникация;

- рефлексия.

Естественно-научная грамотность – это способность человека использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественно-научных проблем.

Задания по естественно-научной грамотности оценивают следующие компетенции:

- научно объяснять явления;

- понимать особенности естественно-научного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В настоящее время естественно-научная грамотность является одним из признанных критериев оценивания качества обучения в национальных системах образования и в международных исследованиях, соответственно  рассматривается как интегративный результат обучения в области естественно-научных дисциплин. Она поможет вам ответить на многие вопросы, с которыми вы встретитесь в жизни, поможет вас самостоятельно находить новую информацию, поможет понять, как устроен мир. 

Задания по естественно-научной грамотности содержат:

- Процедурное знание (знание методов, используемых для получения научного знания);

- Содержательное знание («физические системы» - материал физики и химии; «биологические системы» - материал биологии;  «Наука о Земле и Вселенной» - материал географии, геологии, астрономии).

В заданиях по естественнонаучной грамотности описывается реальная жизненная проблемная ситуация, которая помещена в определенный контекст:

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологии.

Каждая ситуация может рассматриваться на трёх уровнях:

- личностном;

- местном (национальном);

- глобальном.

Анализ заданий по формированию естественно-научной грамотности.

Анализ заданий по формированию естественнонаучной грамотности проводился по пособию Асановой Л.И. «Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников». Выдвигается следующая структура задания, которое: 

- состоит из нескольких вопросов, относящихся к одному сюжету или ситуации, и является комплексным;

- описывает экспериментальные работы исследовательского типа, содержит результаты научных экспериментов, направлено на анализ первичных научных данных;

- основано на материале из разных предметных областей, имеет междисциплинарный характер;

- содержит как текстовую информацию - «сплошные тексты», так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем – «несплошные тексты».

- может содержать избыточную информацию и «лишние данные»;

- каждое задание сопровождается критериями оценивания их выполнения;

- для оценки заданий с выбором ответа и с кратким ответом применятся дихотомическая шкала оценивания («1» - верный ответ, «0» - неверный ответ);

- оценивание заданий с развернутым ответом: верный ответ, частично верный ответ, неверный ответ.

Уровень трудности заданий по естественнонаучной грамотности определяется по следующим критериям: 

Низкий – выполнять одношаговую процедуру (распознавать факты, термины, понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию на графике и или в таблице)

Средний – использовать и применять знания для описания или объяснения явлений, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков, выполняя при этом два шага или более.

Высокий – анализировать сложную информацию или данный, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Комплексные задания учителем могут быть использованы для проведения уроков-семинаров, уроков-исследований, для организации индивидуальной или групповой деятельности учащихся на уроках других типов, также при проведении внеурочных занятий.

Задания по естественно-научной грамотности должны основываться на умениях переводить на научный язык описание реальной ситуации, самостоятельно выбирать модель при решении задач, обосновывать выбор необходимых теорий, законов или формул.

Разработка комплексного задания по формированию естественно-научной грамотности при изучении химии. 

Международная космическая станция постоянно находится под воздействием солнечного света. Сторона, которая обращена к Солнцу, нагревается до 260 градусов Цельсия. Теневая сторона, в свою очередь, охлаждена до 100 градусов Цельсия. Чтобы защитить системы корабля от экстремальных перепадов температуры в космосе, все его поверхности, открытые космосу, покрыты многослойной вакуумной теплоизоляцией и оснащены системой охлаждения. В качестве хладагента используется  99% аммиак. Внутри обитаемых отсеков космического корабля поддерживается нормальная температура (18-25 градусов по Цельсию) и влажность (20-80 процентов). Научно-популярный познавательный телеканал «Наука» о достижениях российской и мировой науки показал серию телепередач Discovery «Космические ЧП». В серии «Ядовитая утечка» была показана ситуация, где в результате проведения наружных работ по устранению утечки хладагента, у космонавта поверхность скафандра загрязнилась твердыми кристаллами аммиака. Безводный аммиак относится к сильно ядовитым веществам и, попав во внутрь корабля, у членов экипажа могут возникнуть серъезные проблемы. Члены экипажа, зная физические и химические свойства аммиака, не растерялись и быстро предприняли необходимые меры по устранению проблемы. Первым делом, для проведения процедуры обеззараживания, рядом находящийся член экипажа, находясь за бортом корабля, смахнул крупные частицы аммиака с помощью кисточки. Затем космонавт с загрязненным скафандром выждал 45 минут на солнце. И уже в шлюзовом отсеке загрязненный скафандр обтерли полотенцем, смоченным водой.

Задание 1. Изучите текст.

1) Объясните физический или химический процесс очистки от аммиака происходит при нахождении скафандра на солнце? Дайте научное определение данному процессу.

2) Выдвинете свое суждение, почему обеззараживание скафандра от аммиака проводят с помощью полотенца, смоченного водой. Подтвердите данное обоснование продуктом химической реакции.

Объяснение: ..

Характеристика задания 1. 

Содержательная область оценки: физические системы.

Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений, нтерпретация данных и использование научных доказательств  для получения выводов.

Контекст: глобальный, связь науки и технологии.

Уровень сложности: средний, возраст учащихся 13-15 лет, 8-9 классы.

Формат ответа: задание с выбором ответа, задание с развёрнутым ответом.

Объект проверки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Тип знания: содержательное знание, процедурное знание.

Система оценивания. Содержание критерия.

1 балл. Дана характеристика, проведен анализ, сформировано объяснение явления и процедуры.

В ответе учащегося дано 1-ое объяснение, что, находясь под солнцем температура скафандра повышается до 260 ⁰С. Температура кипения аммиака  -33,34 ⁰С. Значит под лучами солнца  аммиак переходит из твердого состояния в газообразное, то есть происходит процесс сублимации. Это физический процесс. Дано 2-ое объяснение, что, аммиак хорошо взаимодействует с водой, с образованием гидроксида аммония.

0 баллов. Другие ответы. 

 

Список литературы:

1. Асанова Л.И.  Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л.И. Асанова, И.Е. Барсуков, Л.Г. Кудрова и др.]. Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. 84 с. 

2. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная и др. под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. 143 с. 

 

. . . . .