Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование активных приёмов обучения на уроках литературы как средства развития воображения

Дата публикации: 2023-03-09 13:42:32
Статью разместил(а):
Кривчик Светлана Викторовна

Использование активных приёмов обучения на уроках литературы как средства развития воображения

Автор: Кривчик Светлана Викторовна

МАОУ "СОШ № 19", г. Краснодар

 

Аннотация: В статье предложены  активные приемы обучения на уроках литературы, помогающие успешно развивать воссоздающее воображение читателей, без которого не может быть полноценного восприятия художественной литературы.

Ключевые слова: творческий подход, приемы обучения, читательская ак­тивность, уроки литературы.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.

 

Нужно ли для полноценного восприятия и понимания художественной литературы воображение? Зачем? Вот как на этот вопрос ответил детский пи­сатель С.Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, облада­ющих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои все душевные силы в поисках верного образа, верного пово­рота действия, верного слова. Художник - автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - чита­тель».

Часто внимание детей, удовлетворяясь пониманием смысла «в общем», сколь­зит по поверхности слов. Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. Поэтому возникает необходимость в приемах, сти­мулирующих работу детского воображения.

Предложенные формы работы - один из вариантов анализа текста и од­новременно развития воображения читателя. Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе. 

Прием словесного рисования заключается в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных наблюде­ний и впечатлений детей. Использование приема на уроках литературы со­действует более глубокому восприятию произведения.

Так этот прием может быть удачно использован при изучении рассказа «Муму» И.С.Тургенева. Эмоциональное сочувствие пробуждает у ребят зада­ние нарисовать словесные портреты Герасима в разные моменты его жизни.

Вот Герасим по воле барыни очутился в Москве: «Я представляю его таким: он, наверное, часами стоял на улице, бес­цельно глядя на всех, опершись на лопату или на метлу. На нем тулуп, шапка. Огромная борода, усы почти закрывают лицо, и только выделяются глаза, тоскующие и немного растерянные, недоумеваю­щие».

Тяжелое душевное состояние Герасима ученики выразили в одной дета­ли - в его глазах: «Герасим и так был несчастный, а барыня отняла у него Муму, которую он сильно любил. После ее пропажи, жизнь словно остановилась для Гераси­ма. Он похудел на лицо, и оно стало каменистым, взгляд угрюмый».

Таким образом, школьники пытаются через внешние черты Герасима пе­редать его внутреннее состояние: волнение, страдание, радость.

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» можно предложить ребятам нарисовать портреты главных героев. Первоначальное задание - написать письма родным от лица Жилина и Костылина. Анализ работ показал, что большинство ребят правильно разобрались в характерах героев.

Портрет Жилина оказался удачнее, чему способствовало положительное отношение к герою. Дети предлагали множество вариантов: «… он невысокого роста, крепок, у него отличная выправка, глаза добрые и веселые»; «… глаза веселые, с огоньком, лицо смуглое, с бородой и уса­ми, в которых чуть заметна седина»; «У Жилина лицо приветливое и от­крытое, глаза добрые и приветливые.» Словесный портрет Костылина получился однообразным. Ученики отме­тили лишь его полноту и грузность. На данном этапе работы уместно использовать прием Круг «Вена». Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например, характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т.д. 

Нравится ребятам и прием «Тайные мысли». Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, учащиеся часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Не все ребята согласны, например, с поступком главного героя из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Почему не ослушался барыни, почему ушел в итоге в деревню? Сколько учащихся в классе, столько и мнений. И многие из них нестандартные. Таким образом, ребята учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции. 

Можно предложить и такие задания:

Нарисуйте словесную картину по заданному началу: «Тени всегда тем­ны. Голубых и розовых в природе не бывает».

Нарисуйте словесную картину по музыкальным впечатлениям: «Ме­тель» К. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Нарисуйте словесную «обложку» к художественному произведению.

Выразите свое переживание в рисунке. Что мог видеть Герасим, воз­вращаясь в деревню?

Просторы полей, дорога, речка, много света, ярких красок. Один маль­чик изобразил на листе голубое небо и жаворонка. Такой рисунок требует за­щиты. Герасим свободен, он идет домой, ему хорошо, как жаворонку в чи­стом голубом небе.

На уроках поэзии учителя могут использовать игру «Подбери эпитет».

В стихотворении «Кавказ» А.С. Пушкина поэт так описывает Терек:

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший птицу из клетки железной,

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной.

Четверостишие записывается на доске, на месте слова «голодной» дела­ется пропуск и дается задание классу.

Какой эпитет мог предложить здесь поэт?

Поэтическая разминка.

Вспомните как можно больше поэтических строк о любви в русской ли­тературе.

Я помню чудное мгновенье ...

Я вас любил: любовь еще, быть может ...

Игра с иллюстрациями.

Используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, братьев Гримм учитель просит ребят рассказать, что изображено на них, вспомнить сказку, подобрать рассыпанные открытки в последовательности. Эта игра дает наглядное представление о композиции, развивает речь.

При изучении темы «Русские пословицы и поговорки» в 5 классе можно предложить задания:

Игра «Закончи пословицу».

Учитель называет первую часть пословицы, а ученики вторую:

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье - мать ученья.

Сделал дело - гуляй смело.

Делу время - потехе час.

Игра «Восстанови пословицу».

Показ табличек с ключевыми словами.

Д ЕЛО - Б Е З Д Е Л Ь Е

Ш И Л О - М Е Ш О К

К О С А - К А М Е Н Ь

Подбери к иллюстрациям нужные пословицы и поговорки.

Эти игры помогают показать, что многие пословицы и поговорки имеют ритм, рифму, помогают перейти к заданиям на определение темы, составле­ния рассказа о пословице.

После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе воспри­нимают изучаемые на уроках литературы произведения. У них развивается способность «входить» в мир героев литературного произведения, помогает направленно работать над созданием устного портрета.

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками?   Читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира.

Прием «Голоса». Учащимся всех возрастов нравится этот прием. Как тонко чувствуют пяти­классники природу, убеждаемся, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу».

Даже картины, на первый взгляд лишенные звуков, если в них вслушать­ся, зазвучат. Например, на картине Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А ребята «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, слышат, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец...

Инсценирование нравится всем ребятам, они охотно входят в роль геро­ев.

Предлагаю прием «Ромашка вопросов». Это творческие вопросы, содержащие  частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после …?” Представьте, у Хлестакова был бы слуга не Осип, а Савельич, что будет? Сочините внутренний монолог героя. Для этого, прежде всего, прочи­тайте не только выбранный эпизод, но и другие эпизоды, где действуют наши персонажи. Далее включите воображение и представьте себе - какие они, наши герои: их возраст, социальное положение, внешние данные, характер­ные черты, в какой обстановке действуют. 

Интересен детям и такой прием на уроке литературы как встреча, (вооб­ражаемая, конечно). Учащиеся придумывают диалоги и пытаются разыграть их. Это маленький литературный театр, где встречаются Павел Иванович Чи­чиков и Н.В. Гоголь, исколесившие Н. губернию вдоль и поперек, в городе и на балу, где собрались «отцы города». А что скажут друг другу писатель и Дмитрий Ионович Старцев, мчащий­ся на своей тройке, подобно языческому богу? 

Ролевые игры. Ты - актер, какую роль ты хотел бы сыграть в «Ревизоре»? Ты - режис­сер. Какую пьесу ты включил в репертуар своего театра в этом сезоне: «Гро­зу» Островского или «Горе от ума» Грибоедова как наиболее актуальную для современного зрителя? Какую музыку привлечешь для создания музыкально­го образа? Данный прием  уже можно считать подготовкой учащихся к написанию сочинения по литературе (ЕГЭ, задание 12.5). 

Интрига. С нее можно начать любой урок, стихи, афоризмы, письмо, высказыва­ние, страницы газеты - все может стать интересной интригой. Одним из са­мых интересных на мой взгляд в качестве интриги является урок - интервью, взятое у родителей по поводу их отношения, например, к творчеству Н.А. Некрасова или роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Учащиеся здесь могут сами составить вопросник и записать ответы. Другое поколение, другое видение, а это значит интересная тема для разговора на уроке. Интригой мо­жет стать и вопросы учителя: «Какие книги стояли на полке у читателей 60 -х годов XIX века»? или «Как вы думаете, а Маниловым легче жить на свете»?

Интрига - это умственное действие, к которому приглашает учитель, за­ложивший в проект урока целую систему обучения анализу и синтезу, наблюдению и развитию воображения в работе над художественным произ­ведением. 

Диалоги, которые предстоит придумать и разыграть ученикам, - малень­кий литературный театр, который займет на уроке от трех до десяти минут.

Инсценировка маленьких рассказов А.П. Чехова, басен И.А. Крылова, сцены из пьес ведут нас в настоящий театр с костюмами, бутафорией, худо­жественными деталями.

Готовясь к воспроизведению диалога, школьники ориентируются на ре­комендации учителя:

1. Внимательно прочитайте диалог литературных героев; постарайтесь мысленно пересказать его, не упуская деталей.

2. Нарисуйте в своем воображении картину действия; представьте по описанию в тексте внешний вид участников диалога, их жесты.

3. Как относятся  друг к другу собеседники, как следует передавать инто­национными средствами отношения каждого из них к предмету разговора, к своему собеседнику.

4. Воспроизведите диалог, учитывая отношения автора к героям, а также собственную оценку их позиций.

Итак, в этой статье рассмотрены виды активных приемов обучения  на уроках литературы, помогающие успешно развивать воссоздающее воображение читателей, без которого не может быть полноценного восприятия художественной литературы.

 

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Вестн. Московского университета. Сер. 14. // Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-18.

3. Черкашина Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся: кн. для учителя / Т.А. Черкашина - М.: Учитель, 2012 .-100 с.

 

. . . . .