Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные технологии и методы в преподавании географии и экологии в СПО

Дата публикации: 2023-03-19 10:03:46
Статью разместил(а):
Аверкиева Ирина Анатольевна

Современные технологии и методы в преподавании географии и экологии в СПО

Автор: Аверкиева Инина Анатольевна

КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум», г. Амурск, Хабаровский край

 

Аннотация: В данной статье описываются современных технологий, которые применяются на уроках географии и экологии и приводятся конкретные примеры методов и форм при использовании этих технологий.

Ключевые слова: проблемное обучение, дистанционное обучение, формы и методы обучения, экология, география.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Осваивая профессиональную программу для получения профессии или специальности, каждый студент проходит подготовку по программам дисциплин общеобразовательного цикла. Поэтому, являясь преподавателем географии и экологии, считаю своей главной задачей создание условий для формирования гармонично развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей, умение их применять в разных ситуациях.

К сожалению, сегодня отношение обучающихся к географии и экологии второстепенно, отсюда низкая мотивация к учению. Значительная часть обучающихся проявляет небольшой интерес к учебной деятельности, это проявляется в неспособности применять знания и умения в новых ситуациях, решать поставленные перед ними проблемы и задачи, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Это противоречит современным требованиях, поэтому возникают проблемы, а для того чтобы их решить необходимо создать на уроках географии и экологии условия, способствующие активизации умственной деятельности обучающихся. Чтобы решить возникшие проблемы я решила изучить и применять в системе на своих уроках одну из современных образовательных технологий - технологию проблемного обучения.

Чаще всего использую такой элемент данной технологии, как проблемные вопросы во время эвристической беседы, такие вопросы заставляют обучающихся мыслить и направляют их мышление в нужное русло.

Так, изучение курса по Экологии, я начинаю с притчи, используя прием «Яркое пятно». В группе сразу происходит оживление, все хотят высказаться. После этого студенты активнее принимают участие в определении причин ухудшения экологической обстановке в мире. А после, им не трудно ответить на вопрос «Зачем нужно изучать экологию?».

При изучении нового материала правильно поставленный вопрос становится проблемным.

Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» я спрашиваю у студентов: «Почему, несмотря на то, что воздух и вода относятся к неисчерпаемым ресурсам, сейчас возникает проблема в их дефиците?». Они начинают высказывать свои предположения, мы их обсуждаем и постепенно они приходят к выводу, что помимо количественных показателей надо учитывать и качественные. Для многих это становится открытием.

Так же можно создавать проблемную ситуацию на основе высказывания ученого. При изучении антропогенного воздействия я начинаю урок со слов известного географа и путешественника Александра Гумбольдта, который утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? На основании высказываний формируется роль антропогенного фактора на биосферу.

Часто использую прием «Мудрые совы», который предполагает работу над текстом самостоятельно или в малых группах.  Информация в тексте носит описательный характер и позволяет найти решение обозначенной проблемы.

На некоторых темах можно использовать прием «До и после». Он помогает изменить ошибочное знание студентов и сформировать новое – научное.

Например, при изучении городской и сельской среды предлагаю ответить на несколько вопросов с позиции сельского и городского жителя и написать где бы они хотели жить – в городе или селе. Таким образом, студенты каждый для себя определял плюсы и минусы каждой среды, но основываясь только на бытовом уровне. После изучения темы они снова отвечали на те же вопросы, основываясь уже на научных доводах. И после этого их результаты были совершенно другими – произошла переоценка понятий. 

Для закрепления материала иногда я использую экологические ситуации. Они позволяют проверить - усвоил ли студент данную тему.

Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Поэтому я не ограничиваюсь только этой технологией, и на различных этапах урока использую разные методы и приёмы в совокупности друг с другом.          

Не обхожу вниманием технологию сотрудничества, которая позволяет организовывать различные формы обучения (парную, групповую). Например, при изучении нового материала часто использую такой метод, как «учимся вместе», который помогает изучить материал большого объема за счет деления на части и изучения в группах. В результате совместной работы отдельных групп, в целом достигается усвоение всего материала.

Различные игровые ситуации оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. На разных этапах урока применяю такие формы и приёмы учебной деятельности как географический диктант, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал.

Современный процесс обучения малоэффективен без применения информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения использую информацию из сети интернет, электронные учебники, словари, справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, вебинары и многое другое.

В своей практике использую информационные технологии во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля степени усвоения учебного материала.

Для организации дистанционного обучения использую облачные сервисы Google, которые помогают мне общаться с обучающимися на расстоянии.

Входила в творческую группу по изучению и внедрению системы Moodle. В содержание преподаваемых курсов по дисциплинам география и экология, входят тесты, практические задания, ссылки на учебную литературу и онлайн уроки по темам программы для самостоятельного обучения.  

В соответствии с требованиями ФГОС формирование педагогом общих компетенций не должно ограничиваться рамками урока, т.к. во внеаудиторной деятельности обучающиеся имеют большие шансы раскрыть свои возможности и показать хорошие знания по дисциплине. С этой целью я регулярно провожу различные внеаудиторные мероприятия. Обязательной внеаудиторной деятельностью является «Неделя экологии» и «Неделя географии», в рамках которой я организовываю и провожу внеклассные мероприятия, олимпиады, конкурсы. 

Образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к географии и экологии, достичь определенных результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат на занятиях.

 

. . . . .