Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические рекомендации по подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Дата публикации: 2023-03-31 10:14:32
Статью разместил(а):
Рожкова Ольга Николаевна

Методические рекомендации по подготовке ко Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку

Автор: Рожкова Ольга Николаевна

 

Аннотация: Представленные методические рекомендации с учётом характеристики заданий регионального этапа будут полезными при подготовке к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку по разделу «Фонетика». Данные рекомендации разработаны на основании «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников».

Ключевые слова: методические рекомендации, подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, региональный этап ВОШ по русскому языку.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Общая характеристика заданий регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку.

Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.

Олимпиада по русскому языку проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

В методических рекомендациях даны советы учащимся, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями. Целью работы является повышение лингвистической компетенции учащихся, уровня их заинтересованности в более глубоком изучении русского языка. В соответствии с целью и задачами выделяются следующие содержательные разделы этапа:

- Графика. Алфавит. История русского письма;

- Фонетика и орфоэпия;

- Морфемика;

- Словообразование;

- Лексика и фразеология. Лексикография;

- Этимология;

- Морфология;

- Синтаксис;

- Лингвистический анализ текста. Стилистика;

- Древнерусский и старославянский языки.

Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности.

На этапе попутного повторения на уроках регулярно предусматривать задания по орфоэпическому, морфологическому анализу слова, предлагая для анализа  слова со сложным орфоэпическим строением, при этом распределяя задания дифференцированно.

При подготовке к олимпиаде необходимо обратить внимание на задания по разделу «Фонетика». Раздел «Фонетика и орфоэпия» развивает умение проводить фонетический анализ слова, знакомит учащихся с фонетическими особенностями поэтического языка 19 века, ориентирует на овладение орфоэпическими нормами языка.

При выполнении заданий по фонетике учащиеся должны знать:

1. Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи.

2. Гласных букв 10: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я, а гласных звуков 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].

3. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

4. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают:

– один звук после согласного;

– два звука (в начале слова, после разделительных Ъ и Ь, после гласных.

5. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь показывают на письме мягкость предшествующего согласного.

6. Всегда твердыми (непарными) являются согласные звуки: [ж], [ш], [ц]. Исключение: жюри – [ж']ури.

7. Всегда мягкими (непарными) являются согласные звуки: [j'], [ч'], [щ']. Исключения: помощник – помо[ш]ник, всенощная – всено[ш]ная.

8. Всегда звонкими (непарными) являются согласные звуки: [р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [j'].

9. Всегда глухими (непарными) являются звуки: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

10. Парные согласные по звонкости / глухости:

б], [б'] – [п], [п']

[в], [в'] – [ф], [ф']

[г], [г'] – [к], [к']

[д], [д'] – [т], [т']

[з], [з'] – [с], [с']

[ж] – [ш]

Основные фонетические процессы:

– Редукция – ослабление произношения гласных звуков в безударном положении. Например, [дом] – [д^ма].

– Оглушение (ассимиляция по глухости) – звонкий согласный перед глухим и в абсолютном конце слова произносится как парный глухой. Например, помо[к] (помог) или кру[ш]ка (кружка).

– Озвончение (ассимиляция по звонкости) – глухой согласный перед звонким заменяется па парный звонкий. Например, [з]делать (сделать), о[д]бор (отбор).

– Смягчение – процесс, при котором твердый согласный становится мягким под влиянием последующего мягкого согласного звука. Например, ка[з']нь.

– Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук: ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ, ДЦ=[ц]; СШ, ЗШ, ЗДЧ, СТЧ=[ш]; СЖ, ЗЖ=[ж]. Например, учиться – учи[ца].

– Выпадение (упрощение) – процесс, при котором в сочетании согласных происходит выпадение звука, хотя буква на письме употребляется: СТН=[сн], ЗДН=[зн], РДЦ=[рц], ЛНЦ=[нц]. Например, сердце – се[рц]е.

– Уподобление – процесс, при котором один согласный звук сливается с другим. Например, сшил – [шшыл].

– Аккомодация – приспособление согласных звуков к гласным, проявляющееся в смягчении твердых согласных перед гласными переднего ряда на стыке морфем (во[д]а, но: во[д’]ичка, в во[д’]е).

– Ассимиляция – уподобление одного согласного другому.

А) Полная ассимиляция (взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми): сшить → [ш̄]ить, безжизненный → бе[ж̄]изненный, отдать→ о[д̄]ать.

Б) частичная ассимиляция (взаимодействующие звуки остаются разными, но приобретают общий признак): – по звонкости: ко[з’]ба, [г] ͜ дому; – по глухости: но[ш]ка, по[т]пись; – по твердости:

мо[р]ской (ср.: мо[р’]е); – по мягкости: ба[н’]тик, ра[з’]ница, [с’]тена.

– Диссимиляция – расподобление согласных звуков:

легкий → ле[х]кий (по способу образования:

взрывной [г] + взрывной [к'] → щелевой [х] + взрывной [к']); трамвай → тра[н]вай (по месту образования: губной [м] + губной [в] → зубной [н] + губной [в]).

Например, в просторечном произношении изменение губного [м] в зубной [н] перед губным [б]: бонба из бомба. В русском литературном языке диссимиляция встречается редко, она характерна для ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).

При выполнении заданий по фонетике учащиеся должны уметь:

– соотносить звуковой и буквенный состав слова, понимать, почему в некоторых случаях они не совпадают;

– применять фонетическую транскрипцию (или ее элементы) для указания звукового состава слова;

– соотносить звуковую транскрипцию со звуковым составом слова.

Редуцированные звуки.

1. Какие звуки в современном русском языке мы называем редуцированными, т.е. ослабленными?

Гласные О, Э, А в слабой (безударной) позиции.

В сильной позиции эти гласные не изменяют своего качества. Раньше в древнерусском языке были и до сих пор в церковно-славянском сохранились редуцированные Ъ(ер), Ь (ерь), которые обозначают очень сокращенные звуки О и А или Э и А после мягкого согласного.

В 11 веке начинается процесс падения редуцированных звуков.

2. Что значит «Падение»? Куда они могут «упасть»? «Упали» – значит, перестали произноситься или изменили качество произношения, стали другими звукам.

Сравним слова:

Стол – столъ

Утка – утъка

Кто – къто

Что – чъто

Сон – сънъ

День – дьнь

В каких словах в современном русском языке Ъ и Ь не отображены на письме?

На конце слова и между согласными.

– Слабой считалась позиция Ъ и Ь, если дальше слог полного образования, то есть слог с гласной в сильной позиции.

3. А в какой позиции редуцированные Ъ и Ъ стали произноситься как гласные полного образования О и Э?

Сравним слова:

Стол – столъ

Утка – утъка                                     

Кто – къто

Что – чъто

Сон – сънъ

День – дьнь

Таким образом, редуцированные Ъ и Ъ стали произноситься как гласные полного образования О и Э в сильной позиции, т.е. под ударением

Вывод:

В живой речи славян 11 века в слабых позициях редуцированные гласные перестали произноситься и отображаться на письме

В сильных позициях редуцированные превратились в гласные полного образования:

Ъ   О,   Ь,  Э.

Каковы же были последствия падения редуцированных?

4. Каковы же были последствия падения редуцированных?

Понаблюдаем:

К   Д   Е     Г  Д  Е

Звуки К и Д оказались рядом, и звонкий Д оказал влияние предшествующий глухой звук К.

Произошло «уподобление» (ассимиляция) звука К звуку Д по звонкости, звук К стал звонким Г.

Потренируемся!

Съдесь –                 здесь

Съдоровъ –            здоров

Сънимати –            с'н‘имать

С процессом падения редуцированных связано такое явление в современном русском языке, как чередование гласных О и Э с нулём звука. Например,

сон (сънъ) – сна,

день (дьнь) – дня.

Гласные, которые исчезли при чередование, мы называем беглыми. Беглыми в русском языке могут быть только бывшее редуцированные Ъ и Ь, ныне буквы О и Е.

Что такое полногласие?

Полногласные сочетания – это сочетания согласных звуков р или л с гласными звуками о или е с обеих сторон.

Неполногласные сочетания – это сочетания согласных звуков р или л с гласными звуками а или е после согласной. Эти сочетания выделяются в корнях слов.

Примеры слов:

Неполногласные: храм, сребро, злато, власть, глас, младость, страж.

Полногласные: хоромы, серебро, золото, волость, голос, молодость, сторож.

Полногласные и неполногласные сочетания

горожанин                           ОРО-РА                       гражданин

сторож                                                                       стража

молодой                               ОЛО-ЛА                      младенец

голова                                                                        глава

молоко                                 ОЛО-ЛЕ                      млекопитающие

волоку                                                                       влечение

ошеломить                           ЕЛО-ЛЕ                      шлем

дерево                                   ЕРЕ-РЕ                       древесина

Можно разделить на 3 группы полногласные и неполногласные сочетания в русском языке:

1) И полногласная, и неполногласная форма существует одновременно, например:

берег – безбрежный; ворот – поворот, возврат, возвращение; голова – глава, главный; горожанин – гражданин.

2) Слова в современном русском языке существуют только в полногласном варианте (неполногласие утратилось), например:

берёза, береста, болото, борода, голод, мороз

3) Слова в современном русском языке существуют только в неполногласном варианте (полногласие утратилось), например:

благо, блаженство, влага, влажность, запретить, срам.

Примеры олимпиадных заданий.

Задание:

Однажды диалектолог К. привёз из экспедиции запись говора жителей одной российской деревни. В записи были представлены такие слова (словоформы): пабиле́л, няси́, динька́, внизу́, люту́ю, бягу́, ляжы́т, сипи́т, нясла́, пяти́, люби́ть, сямью́, типе́рь, пабялю́, распримя́т, стриля́ть, тяну́ть, вяза́ть, глиде́ть, дивятью́

(запись приводится в орфографии, отражающей произношение слов).

Они соответствуют следующим словам (словоформам) русского литературного языка: побелел, неси, денька, внизу, люту́ю, бегу́, лежит, сипит, несла, пяти, любить, семью, теперь, побелю, распрямят, стрелять, тянуть, вязать, глядеть, девятью.

Вопросы и задания:

В представленных ниже словах (словоформах) вставьте пропущенные буквы в соответствии с тем, какой звук будут произносить на месте пропусков жители деревни, которую посетил диалектолог К.:

1) с_мна́тцать, 2) з_тья́, 3) с_ле́нье, 4) ф п_чи́, 5) д_ньку́, 6) л_са́.

На основании сравнения с материалом записи говора и словами русского литературного языка объясните, от чего зависит выбор того или иного звука, который вы обозначили на месте пропуска соответствующей буквой. Свой ответ подтверждайте примерами произношения слов в говоре (к каждому слову с пропуском должно быть указано два примера, где это возможно).

Модель ответа:

1) сЯмна́тцать (допустимо: с[’а]мнатцать): в тех словах, где в русском литературном языке в 1 предударном слоге пишутся буквы е и я, в говоре перед твёрдым согласным на этом месте (то есть в 1 предударном слоге) произносится [а].

Например, бЯгу́ – ср. бегу, лЯжы́т – ср. лежит, нЯсла́ – ср. несла

(также могут быть указаны примеры тЯну́ть – ср. тянуть, вЯза́ть – ср. вязать).

2) зИтья́ (допустимо: з[’и]тья): в тех словах, где в русском литературном языке

в 1 предударном слоге пишутся буквы е и я, а под ударением находится гласный [а] (допустимо: под ударением Я / А), в говоре перед мягким согласным на этом месте произносится [и].

Например, распрИмя́т – ср. распрямят (также могут быть указаны примеры дИнька́ –

ср. денька, стрИля́ть – ср. стрелять).

3) сИле́нье (допустимо: с[’и]ле́нье): в тех словах, где в русском литературном языке в 1 предударном слоге пишутся буквы е и я, а под ударением находится гласный [е] / [э] (допустимо: под ударением Е), в говоре перед мягким согласным на этом месте произносится [и].

Например, пабИле́л – ср. побелел, тИпе́рь – ср. теперь (также может быть указан пример глИде́ть – ср. глядеть).
4) ф пЯчи́ (допустимо: ф п[’а]чи́): в тех словах, где в русском литературном языке в 1 предударном слоге пишутся буквы е и я, а под ударением находится гласный [и] (допустимо: под ударением И), в говоре перед мягким согласным на этом месте произносится [а].

Например, нЯси́ – ср. неси (также может быть указан пример пЯти́ – ср. пяти).

Вывод: Необходимо обращать внимание на ударный гласный звук. Звук в говоре зависит от характера согласного, перед которым он стоит (мягкий или твердый):

под ударением [У] после мягкого в 1-ом предударном слоге [а] буква Я сЯмью

под ударением [Э] после мягкого в 1-ом предударном слоге  [и] буква И побИлел

Самостоятельная работа

Вопросы и задания:

В представленных ниже словах (словоформах) вставьте пропущенные буквы в соответствии с тем, какой звук будут произносить на месте пропусков жители деревни, которую посетил диалектолог К.:

н_сём, 2) нил_ди́м, 3) с_ле́нье, 4) пр_ди́, 5) д_ньку́, 6) б_льмо́, 7) л_нтя́й.

На основании сравнения с материалом записи говора и словами русского литературного языка объясните, от чего зависит выбор того или иного звука, который вы обозначили на месте пропуска соответствующей буквой. Свой ответ подтверждайте примерами произношения слов в говоре (к каждому слову с пропуском должно быть указано два примера, где это возможно)

 

Литература:

Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»

 

. . . . .