Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование общих и специальных умений на уроках математики

Дата публикации: 2023-04-05 10:13:32
Статью разместил(а):
Васильева Изабелла Иннокентьевна

Формирование общих и специальных умений на уроках математики

Автор: Васильева Изабелла Иннокентьевна

МБОУ «Бярийинская СОШ им.В.Д.Лонгинова», Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что формирование общих и специальных умений на уроках математики приводит к успешному сдаче ОГЭ и ЕГЭ. С младшего класса нужно сформировать специальные и общие умения ученикам.

Ключевые слова: общие и специальные умения, урок математики.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Учение – сложная, многоплановая деятельность ученика по овладению содержанием обучения. Но всякая деятельность состоит из ряда действий. Для того чтобы выполнить то или иное действие, ученик должен владеть, кроме знаний о сущности данного действия, еще и определенными умениями. Все учебные умения, формируемые при изучении математики, можно разделить на две категории:

- Общие умения – это те умения, которые формируются не только в процессе обучения математике, но и в процессе изучения других предметов, например: логические умения, навыки работы с книгой и т.п.

- Специальные умения – это те умения, которые формируются только в процессе обучения математике, например: решение уравнений, геометрические измерения и т.д.

Одним из направлений образовательной инициативы является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед основным общим образованием новые цели. Нужно не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации, научить детей самим добывать нужную информацию. Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками заключается в обеспечении различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников, достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности по математике.  

Педагогический опыт убедил меня в том, что главная миссия учителя-предметника - дать хорошие знания на начальном этапе изучения предмета, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и развиваться. Даже обладая разнообразными знаниями, выпускники зачастую не могут ими воспользоваться на том же ОГЭ и ЕГЭ, поскольку их никто не снабдил надежными инструментами познания. Они бывают элементарно не способны самостоятельно проанализировать задание. Ставя цель обучить данному умению, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение. Именно поэтому работаю над проблемой «Формирование общих и специальных умений на уроках математики». 

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) 

Учащиеся в основной школе начинают искать свое место в жизни, проявляют интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно они найдут себя в профессиональном направлении, во многом зависит от учителя-предметника. Сегодня меняются цели и задачи обучения, меняются образовательные стандарты, учебные планы, за последнее время в школьную программу было введено много предметов и учебных дисциплин, сдача ОГЭ и ЕГЭ, в которых предмет «математика» является обязательным. Изменения должны коснуться и формирования общих и специальных умений учащихся. Без личностного усвоения, информация знанием стать просто не может. Как показывает практика, для успешной сдачи экзамена по математике учащимся необходима прочная система компетенций, реализующихся в умениях применять известные формулы, определения, теоремы из школьного курса математики для решения широкого круга стандартных, типовых, а также комплексных задач, записывать решения логично и последовательно за ограниченное время.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) 

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, каждый учитель-предметник старается пробудить в детях способность к миропониманию, мировосприятию – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – это миссия учителя. Поэтому   свои уроки превращаю в совместную деятельность с учащимися. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. 

Наличие теоретической базы опыта.

За годы своей работы, находясь в постоянном поиске, я учусь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования. Формирование обще учебных  умений - специальная педагогическая задача. У учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать обще учебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками.

Перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операционную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями. Ставя цель обучить данному умению, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение. Овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки. 

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Одним из приёмов обобщения изученного материала является тестирование. Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например от контрольной работы, состоит в том, что с их помощью можно:

а) проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

б) быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

В своей работе я использую приёмы составления новых задач (примеров, уравнений), с их помощью учащиеся сами составляют карточки, которые можно использовать для контроля.

Развитию коммуникативных умений способствует работа в парах, когда учащиеся

а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;

б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;

в) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;

г) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;

д) провожу уроки-практикумы или зачётные уроки, когда тот, кто справляется с определенным заданием быстрее, предоставляет решение учителю, а потом помогает тому, кто затрудняется.

В 5-6 классах в качестве итоговых уроков провожу состязания между командами. По сути - это тот же зачёт, хотя есть и задания занимательного характера. По форме- работа «в группах», а успех зависит от действий всех членов команды, умением общаться и организаторских качеств капитанов команд.

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков использую различные методические приемы и формы, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино», «Математический ребус», «Математическое лото», «Исправляем ошибки», «Проверь себя », творческие задания. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки.

Вовлекаю детей в проектные работы, в подготовку презентаций к уроку. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу. Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе обще учебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.

Ведущая педагогическая идея.

Для меня главное – всё, что делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Мы учим детей, любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ученика насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств.

Используя технологии развивающего обучения, я хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ученик напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Каждый урок я строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики хорошо умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения математики помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний. 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых) 

Итогом проведенной работы было то, что учащиеся научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они умеют решать различного типа задачи, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

· Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика в предметной области; 

· Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; 

· Активизацию познавательной деятельности и творческой активности учащихся; 

· Формированию личностных качеств ученика; 

· Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений; 

· Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать; 

· Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает разные способности детей.

 

Список литературы:

1. Китаев М.В. Успешный учитель-успешный ученик. Практическое руководство для педагогов // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

2. Зильберберг Н.И. Урок матнематики. Подготовка и проведение // М.:Просвещение,1996.

 

. . . . .