Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Cовременные подходы к преподаванию русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-04-23 00:00:50
Статью разместил(а):
Чаплыгина Татьяна Юрьевна

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы

Автор: Чаплыгина Татьяна Юрьевна

МБОУ «СОШ № 57», г. Курск

 

Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба … моя судьба … и не иначе».

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «… чтобы сформировать личность, социально адаптированную, востребованную в новых экономических условиях, способную на осознанный и динамичный выбор в жизненных ситуациях, прежде всего, необходимо научить решать проблемно-поисковые задачи в различных ситуациях». Я считаю, что содержание образования должно основываться на практических умениях, на возможности применения творческого начала при решении жизненных ситуаций. Поэтому свою педагогическую деятельность подкрепляю примерами практической необходимости, целесообразности,  изучаемых в рамках предметов «Русский язык» и «Литература» способов деятельности. Это позволяет повысить мотивацию обучения, эффективность усвоения знаний и развитию творчески мыслящей и действующей личности.

Без информационных технологий нет современного урока, поэтому в своей педагогической деятельности использую эти технологии при реализации видов, форм и методов обучения:

- В организации исследовательской деятельности учащихся – 20%

- Лекции – 10%

- Тестовая система контроля знаний – 50%

- Проблемное обучение – 30%

- Дифференцированный подход в обучении – 80%

- Личностно-ориентированный подход – 80%

- Введение методов научно-исследовательской деятельности в учебном процессе – 20 %

- Метод творческих мастерских – 10%

На своих уроках я использую следующие методы и формы интерактивного обучения, которые апробированы в моей практике для уроков русского языка и литературы - кейс-метод, коммуникативные тренинги, интерактивные экскурсии, проблемные лекции, интерактивные игры и др.

Выстроить путь познания моих учеников окружающей действительности и последующего ее преобразования в условиях трудовой деятельности мне помогают инновационные технологии: групповые, игровые, технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии. Применение этих технологий без интернет-технологий невозможно, т.к. объяснение конкретных способов действия, разработка творческих проектов, деятельность по организации самостоятельной работы обуславливает применение фильмов, презентаций, CD, DVD, ЦОР, аудио-изложений, аудио-диктантов, видео изложений и диктантов.

Для подготовки к таким урокам активно применяю компьютерные программы, использую мультимедийные диски ЦОР («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Видеоуроки русского языка и литературы»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр "Счастливый случай", "Кто хочет стать отличником", «Сто к одному», «Своя игра», «Умники и умницы», которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. Мною на уроках используются приёмы «Продвинутая лекция», «Кластер», «Синквейн», «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом – «Кроссенс» Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.

В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.

Технология кроссенса может использоваться на различных этапах учебной деятельности. Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь - поставь точку с его помощью на внеурочном занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Этот приём можно разделить на 2 уровня: простой и сложный. Второй уровень сводится к решению символического кроссенса, который проводится на этапе закрепления. Картинка заменяется символом. Составлять кроссенсы - одно удовольствие. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Используемые технологии, формы и приемы позволяют мне строить учебный процесс с учётом реальных учебных возможностей детей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом, ведь логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми. С данной группой детей ведется работа в форме творческой мастерской, применяются элементы групповых и индивидуальных занятий. Учащимся оказывается помощь в подготовке к городским и краевым мероприятиях, олимпиадам.

Основным видом деятельности в работе с такими детьми становится создание и защита учебных проектов. Работа в этом направлении складывается из нескольких этапов:

Подготовительный этап включает в себя:

- формирование навыков научной организации труда;

- вовлечение в активные формы познавательной деятельности;

- формирование познавательного интереса;

- выявление способных учащихся.

Практический этап - работа над учебным проектом, сообщением, публичная его защита на уроке.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует развитию их творческих способностей и познавательных интересов, достижению оптимальных результатов обучения. 

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает освоение педагогом дифференциации обучения. Этому фактору способствуют два принципа, продиктованных современными условиями. Первый подразумевает индивидуальные тренды развития детей, благодаря чему, можно объяснить неравномерность уровня познавательной и практической деятельности учащихся в зависимости от возраста. Второй учитывает интеллектуальные возможности детей и позволяет максимально эффективно работать с детьми разного уровня развития.

Я, анализируя результативность конкретных классов, пришла к выводу, что только учитель может так смоделировать ситуацию обучения, что на уроке не будет скучно детям с опережающим уровнем развития и комфортно слабоуспевающим. Для этого на каждом этапе обучения разработаны задания для детей, имеющих повышенный интеллект и опережающие развитие, а также установлен четкий минимум содержания образования для детей, испытывающих трудности в обучении.     

В своей работе использую возможности программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов для реализации дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Мне удаётся моделировать ситуацию обучения таким образом, чтобы на уроке было интересно детям с разными уровнями развития. Для этого на каждом этапе обучения разработаны задания для детей, имеющих повышенный интеллект и опережающие развитие, а также установлен четкий минимум содержания образования для детей, испытывающих трудности в обучении. Такое применение дифференцированных заданий обеспечивает каждому ребёнку возможность достижения прогнозируемых результатов личностного развития.

Мною создан банк разноуровневых заданий на уроке, который разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Во время выполнения задания обучающиеся под руководством учителя определяют уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении. Решается главная функция образования - гуманистическая, дающая возможность овладения учебным материалом на различных уровнях, чем снимается эмоциональное и  психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения. Данный подход позволяет добиваться высокой результативности в обучении, способствует развитию ситуации успешности каждого ребенка и отсутствия конфликтных ситуаций между учителем, детьми и их родителями.

Работа - лучший способ наслаждаться жизнью!

 

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с;
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
  3. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5(51). С. 20–31.


. . . . .