Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие востребованных компетенций будущего. Опыт работы в программе MS Excel

Дата публикации: 2023-04-25 20:51:09
Статью разместил(а):
Газзаева Наталья Федосовна

Развитие востребованных компетенций будущего.

Опыт работы в программе MS Excel

Автор: Газзаева Наталья Федосовна

ГБОУ "СОШ", г. Беслан, РСО-Алания

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что для развития у школьников востребованных компетенций будущего учитель может применять программу MS Excel. Программа располагает множеством функций, некоторые из которых полезны и могут применяться на уроках математики.

Ключевые слова: жесткие навыки, компетенции будущего, программа MS Excel, учебный тренажер, урок математики.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Развитие востребованных компетенций будущего. Опыт работы в программе MS Excel» Газзаевой Натальи Федосовны, учителя ГБОУ "СОШ", г. Беслан, РСО-Алания

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определены основные направления развития цифровой экономики с учетом мировых трендов — глобализации и автоматизации. Отметим, что успешное функционирование цифровой экономики в России невозможно без людей, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, а значит, и потенциалом к развитию компетенций, востребованных в современных условиях. Сегодня подготовка выпускника любого профиля происходит в образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями, что готовит новые вызовы как для будущего специалиста, так и для действующего преподавателя. От всех участников образовательного процесса требуется оперативная реакция на постоянно изменяющиеся и совершенствующиеся информационные технологии.

Актуальность представленного исследования состоит в следующем:

- подготовка креативного, ответственного специалиста, обладающего навыками исследовательской работы и опытом интеллектуальной деятельности, поддерживаемой современными высокотехнологичными средствами, — актуальное направление модернизации современной науки и образования;

- суть цифровизации образования в условиях становления Индустрии 4.0 — это способность эффективно и гибко использовать новейшие технологии для своевременного перехода к непрерывному, нелинейному, личностно ориентированному образовательному процессу;

- цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения в плане формирования у будущих специалистов новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики.

Компетенции будущего необходимы для проектирования стратегических изменений в системе образования и воспитания. Это универсальные качества и способности, важные для адаптации специалиста к непредсказуемой среде, а не ориентир для краткосрочного обучения.

Поэтому, в качестве рекомендаций предлагается развитие инструментария обучения одной или нескольким компетенциям будущего, выбранных автором. А также их систематизация, накопление методического материала и соответствующее освещение их в педагогической среде.

Статья может быть рекомендована к размещению.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, старший методист БУ «Няганский технологический колледж» кандидат экономических наук, доцент, PhD Ольга Львовна Гиршевич.

 

Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Все так быстро меняется, на смену одних професссий приходят новые, так современным специалистам необходимо постоянно совершенствоваться и приобретать новые компетенции. Но есть навыки, которые всегда будут востребованы в цифровом мире.

Сегодняшнему школьнику важно на этапе обучения осознавать, какие актуальные компетенции и навыки пригодятся ему в будущей профессии, чтобы уверенно войти во взрослую жизнь. Поэтому учителям как никогда необходимо успевать за изменениями в цифровую эпоху и создавать на уроках условия для самопределения и социализации обучающихся, для развития у них  востребованных компетенций будущего.

Для успешного построения карьеры в первую очередь необходимо обратить внимание на digital-навыки. И речь идёт не только про IT-сферу — это касается всех отраслей. Сейчас гибких компетенций недостаточно для профессиональной деятельности. Нужны специальные умения, владение определенными инструментами, связанными с конкретной сферой, так называемые жесткие навыки (hard skills).

Именно поэтому на уроке математики я часто работаю в программе MS Excel. Это одна из самых многофункциональных и полезных программ, которую активно используют в разных профессиях. Программа не только помогает автоматизировать расчеты, ускорить и упростить их. Но и визуализировать данные, создавать презентации с диаграммами и графиками, моделировать различные ситуации и создавать простейшие игры-квесты, тренажеры.

Хочу остановиться на создании тренажеров для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике в программе MS Excel. Подобные тренажеры в программе можно разработать и для других дисциплин, в том числе и по русскому языку, химии, обществознанию и т.д.  

Урок с использованием Excel представляет собой тренажер с заданиями по вычислению объемов различных геометрических тел. С помощью функции условное форматирование и функции «если» установлена автоматическая проверка правильных ответов. В конце урока оценка за работу выставляется автоматически, с помощью функции «среднее аритмическое».

Таким образом, любое тестовое задание можно представить в виде тренажера в программе Excel. Кроме того, возможность работать с  различными формулами и функциями для проверки заданий позволяет ученикам лучше запомнить их и успешно применять в дальнейшем.

Полезны также уроки по автоматизации расчетов и визуализации данных. Так на уроке можно учиться структурировать информацию посредством приведения ее в табличную форму, группировки данных. Такой формат работы знакомит школьников с базами данных, развивает умение готовить отчеты, правильно использовать «фильтры», строить диаграммы и графики по введенным данным. Такие навыки важны во многих профессиях.

Уроки с использованием Excel позволяют сохранить интерес к изучаемому материалу у учащихся, поддерживать активность учеников на протяжении всего урока. Это возможно благодаря интерактивности занятий, что способствует более осознанному  восприятию учебного материала. Кроме того, что обучающиеся знакомятся с программой на уроках, они также практикуются и самостоятельно в программе, выполняя домашние задания: учатся рисовать схемы, создавать макросы.

Таким образом, MS Excel универсальна и  располагает множеством специальных функций, которые можно использовать для решения задач в разных областях человеческой деятельности. Умение работать в программе развивает навыки критического и аналитического мышления, что так важно для достижения успеха в современных динамичных условиях жизни.

 

Список литературы:

1. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel. М., БИНОМ, 2020 г.

2. Кузнецова Н.В. Формирование личностных компетенций учащихся. ФГОС- М., Учитель, 2014 г.

3. Шмелева А.Г., Ладынин А.И. Информатика. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Microsoft WORD. Microsoft EXCEL: теория и применение для решения профессиональных задач. М., Издательская группа URSS, 2018 г.

 

. . . . .