Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование коммуникативных компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся старшей школы

Дата публикации: 2023-04-27 12:08:34
Статью разместил(а):
Калашникова Юлия Анатольевна

Формирование коммуникативных компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

Автор Калашникова Юлия Анатольевна

МБОУ "Гимназия № 44", г. Иркутск

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом практического применения текстов финансовой направленности на уроках английского языка в формировании коммуникативных компетенций в области финансовой грамотности на примере УМК «STARLIGHT 10».

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, когнитивная компетенция, финансовая грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

На сегодняшний день в методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка в школе. Коммуникативная компетенция трактуется рядом ученых как «умение реализовать взаимодействие при помощи языка, то есть излагать свои мысли и делиться ими в разных условиях в процессе общения с собеседниками, верно применять систему языковых и речевых норм, предпочитая коммуникативное поведение, которое вполне подходит для тех или иных условий общения».

Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности. На уроках иностранного языка речемышление учащихся стимулируются в следующих основных случаях:

- в работе с текстом (inferring from the text);

- в работе с проблемой (role play and problem-solving);

- в работе с игровой задачей (game challenge).

Перед нами встал вопрос - как организовать работу на уроке иностранного языка, направленную на формирование  коммуникативных компетенций у обучающихся в сфере  финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств («жить по средствам») и грамотно их преумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Не во всех учебниках представлен достаточный материал для работы по формированию финансовой грамотности. Однако учителя сами  могут включать необходимый материал в содержание уроков.

Мы обнаружили, что элементы курса финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Английский язык» в основной школе. При правильном подборе, распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом  в ходе прочтения текстов, учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления  о финансовой стороне  жизни.

В 10 классе, основываясь на программе английского языка УМК «Spotlight 10», учащиеся расширяют свой финансовый терминологический словарь на английском языке изучая такие аспекты как  выбор будущей профессии, планирование своей карьеры, написание резюме и сопроводительных писем, а также изучают все тонкости подготовки к интервью при принятии на работу.

При изучении темы «Teenagers» «Spotlight10» раздел 1а, который знакомит учеников с вокабуляром по теме «Teen activities», учитель вместо вопросов о том, как ученики провели лето (How did you spend your summer holidays?) или чем они любили заниматься в свободное время (Which of these activities did you enjoy doing during your summer holidays?), может спросить их о том, приобрели ли они какой либо опыт работы (Did you get working experience this summer?), как герои текста, предложенного ученикам для чтения и развития коммуникативной компетенции «Top Summer Jobs for teens». Ученикам предлагается ознакомиться с шестью видами работ для подростков в летний период, после чего они получают задание заполнить таблицу по таким аспектам, как например:

1. Польза данной работы для подростка.

2. Навыки и умения, которые необходимы для выполнения работы  в летний период, и затем обсудить в группах либо в парах информацию, которую они уже нашли в тексте.

Заполнение таблицы позволяет учащимся ответить на главный вопрос в работе с текстом «What  kind of Summer job would be suitable for you? (make value judgments)», тем самым выйти на уровень коммуникативной компетенции. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, то есть владение содержательным предметом общения. Развивая умения и навыки учащихся в сфере финансовой грамотности, учитель может подобрать дополнительные тексты  по теме «Jobs», основываясь на критериях, рассмотренных нами выше.

Одна из самых распространенных причин стресса у старшеклассников заключается в том, что они не знают, как выбрать профессию. Уроки по теме «Schooldays and Work» Модуль 3b УМК «Starlight10» по английскому языку  должны помочь  ученикам узнать, как выбор профессии повлияет на их доход, как составить план карьеры на всю жизнь, как подать заявку на работу и написать выдающиеся сопроводительные письма, подготовиться к собеседованию при приеме на работу. Но этого не всегда достаточно для  освоения основ финансовой грамотности, поэтому учителю приходиться проявить свою креативность при подготовке к уроку и более детально и глубоко рассматривать некоторые аспекты. К примеру, учитель может предложить ученикам написать сопроводительные письма на основе резюме соискателей на данную вакансию.  

Такой вид работы с учениками старшего звена – это приём «интенсивного чтения» (double entry), который  дает возможность сочетать чтение, представленного учителем резюме и письменную речь (написание сопроводительного письма учеников по предложенному резюме), что несомненно способствует формированию речемышления.

Уроки по теме «Living and Spending» УМК «Starlight 10» по английскому языку должны помочь ученикам узнать, как правильно планировать и распоряжаться бюджетом. Работа с тексом «Britains Young Consumers» позволяет ученикам заполнить таблицу расходов. Каждый ученик заполняет индивидуально свою карточку, что позволяет в конце подсчитать его траты в целом и проанализировать их целесообразность.

Одним из примеров развития речемышления могут стать уроки активации чтения схем в интерактивном режиме, то есть работа с нелинейным текстом.

В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия как в нашем случае в сфере финансовой грамотности, когда ученикам предлагается проанализировать из чего формируется бюджет студента с опорой на нелинейный текст, опираясь на личный опыт, а затем провести подобный анализ уже сравнивая формирование бюджета студентов и взрослых людей. Во втором случае ученикам придется провести исследовательские действия в  поиске  достоверной информации для решения данной проблемы.

Уроки по теме «Use Less Stuff» УМК «Starlight 10» по английскому языку на первый взгляд посвящены экологии, но если учитель остановит своё внимание на содержании текста, то увидит, что его можно рассмотреть и в аспекте финансовой грамотности. Для этого самому учителю необходимо освоить некоторые понятия из финансовой сферы, такие как «Sharing economy», которые в тексте учебника не рассматриваются, но могут быть использованы учителем как дополнительный материал. К примеру, учитель может взять для работы с учениками текст «The sharing economy - good for everybody

Данный вид работы с текстом содержит все стадии формирования речемышления:

1 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста «The sharing economy - good for everybody?», учащиеся уточняют свое представление о материале. Здесь начинают работать информационные «фреймы» (frames), то есть набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении (schemata)) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом как языковой картиной мира (language representation of the world) в её иноязычной форме. Каждая остановка чтения является началом решения новой проблемы, для решения которой ученику необходимы фоновые знания (background knowledge), то есть информацию, важная для понимания конкретной ситуации общения.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Здесь ученик прибегает к  общему кругозору (general knowledge). Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Все эти темы представлены в живой и интересной для старшеклассников форме. Обучающиеся не просто читают тексты по финансовой тематике, но обсуждают спорные вопросы, участвуют в ролевых играх, моделируя свое поведение в различных ситуациях, связанных с финансами и финансовыми рисками. Таким образом, английский язык как школьный предмет вносит свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся.

 

Список литературы:

1. Быстрай Е.Б. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся / Е.Б. Быстрай, И.А. Скоробренко // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. - № 2. – С. 99-102.

 2. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н.И. Гез // Иностр. языки в школе. – 1985. – №2. – С. 17-24.

3. Заседателева М.Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка / М.Г. Заседателева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. - № 8. – С. 29-36.

4. Колесник А.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А.А. Колесник // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 562-564.

 

. . . . .