Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с одарёнными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики

Дата публикации: 2023-04-28 21:02:56
Статью разместил(а):
Жанабазарова Дулма Дабасамбуевна

Работа с одарёнными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики

Автор: Жанабазарова Дулма Дабасамбуевна

МОУ «Агинская СОШ № 3», п. Агинское, Агинский район, Забайкальский край

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о системе деятельности учителя информатики по развитию одаренности учащихся основного и среднего звена школы.

Ключевые слова: одарённые дети, информатика, внеурочная деятельность, учитель

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках информатики.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, и конкурентоспособного коммуникабельного. Перед учителем информатики встает вопрос создания системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие одаренности.

Создать такую систему можно через: 

1. Реализацию принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.

2. Создание методики выявления одарённых детей.

3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.

4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, самообразование.

5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Работа с одарёнными детьми ведется по нескольким направлениям. Дифференцированное обучение - форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Учитель использует различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяет и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках информатики можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные игры. Подобные задания чаще всего ориентированы на развитие навыков работы с текстовыми документами, графическими объектами, звуковыми файлами и видеофайлами.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению информатики предоставляет дифференциация домашнего задания. Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный (его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу). Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, подготовить реферат, придумать задачи, создать сайт, сделать монтаж фильма или 3D-презентацию и др.

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого учитель старается широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Учащиеся самостоятельно создают генеалогическое древо своей семьи в текстовом редакторе. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через систему дополнительного образования центра «Точка роста», через конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей, учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как, предметные викторины, сетевые образовательные события, квесты, марафоны.

 

Список литературы:

1. Рогова И. Одарённость школьника и формы исследовательской деятельности // Школ. планирование. - 2012. - № 1. - С. 67-74. - Библиогр.: с. 73-74. 

2. Ляшко Л.Ю. Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" / Л.Ю. Ляшко, Е.О. Федоровская // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 5-14. - Библиогр. с. 14. - Образоват. сеть Малой академии наук "Интеллект будущего".

3. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В.К. Омарова // Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28. 

4. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А.К. Сатынская // Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33. 

5. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В.Н. Афанасьева, Ж.П. Карамбаев // Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55. 

6. Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К.С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127. 

7. Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков // Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68. 

8. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, Е.О. Федоровская// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15. 

9. Федоровская Е.О. Увлеченность в структуре исследовательской одаренности / Е.О. Федоровская// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31. - Библиогр.: с. 30-31. 

 

. . . . .