Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение медиатехнологий на уроках истории (из опыта создания исторических фильмов)

Дата публикации: 2023-04-30 06:18:55
Статью разместил(а):
Стаценко Анна Валерьевна

Применение медиатехнологий на уроках истории (из опыта создания исторических фильмов)

Автор: Стаценко Анна Валерьевна

МБОУ города Иркутска "СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.А. Дрица"

 

Аннотация: Статья посвящена применению медиатехнологий на уроках истории и во внеурочной деятельности. Автор делится опытом создания учебных исторических фильмов и делает вывод о том, что такой метод изучения истории является эффективным способом формирования исторического мышления, нравственного воспитания и личностного развития учеников. Применение медиатехнологий  в образовательном процессе способствует практической реализации системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированной модели обучения, открывает простор для самореализации обучающихся.

Ключевые слова: исторические фильмы, медиатехнологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современный учитель истории должен дать ученикам не только фундаментальные знания, но и сформировать российскую культурную идентичность, воспитать патриотизм, любовь к Отечеству, а так же  подготовить учеников к жизни в информационном, постоянно меняющемся обществе. Для этого мы должны научить их ориентироваться в мире информации, принимать решения, работать в команде, действовать в условиях неопределенности и многозадачности. Для достижения этих целей и учителю и учащимся  прежде всего необходимо овладеть медиа-грамотностью.

«Медиа» - это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения в той или иной форме (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.).Как правило, термин «медиа» не употребляется самостоятельно, а служит частью сложнообразованного слова: медиа-ресурсы, медиа-средства, медиа-технологии, медиа-образование. Медиатехнологии обладают большим потенциалом. Их применение в учебном процессе создает максимальный уровень интерактивности, эмоциональности и информационной насыщенности обучения.[1]

В своей деятельности я использую такую медийную технологию, как создание учебных фильмов по историко-краеведческой тематике. Она вызывает большой интерес у современных школьников, которые удовольствием готовы попробовать себя в роли режиссера, актера, сценариста, оператора, репортера и т.д. Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, включающий разработку сценария, изучение литературы, распределение ролей, продумывание сцен и эпизодов, выбор объектов для съемки, непосредственно съемка, монтаж и озвучивание. 

Первый этап – это выбор темы и мотивация. При выборе темы я всегда отталкиваюсь от учебного материала. Моя задача так провести урок, чтобы вызвать у учеников желание буквально пережить те события, о которых шла речь на уроке. В результате формируется группа желающих создать коллективный видеопроект.

Следующий этап – это разработка сценария методом мозгового штурма, изучение литературы, продумывание сцен и эпизодов, выбор объектов для съемки, потому что мы снимаем фильмы на краеведческом материале. При работе над видеопроектом дети не только совершенствуют технические навыки производства фильма. Они включаются в процесс творчества, активно мыслят и говорят, учатся совместно решать поставленные задачи. Далее следует этап непосредственной видеосъёмки фильма.

К работе над проектом мы привлекаем родителей, сотрудников иркутских музеев, преподавателей вузов. Берем интервью у жителей Иркутска. Затем следует отбор отснятого материала, монтаж фильма и озвучивание. В среднем на создание фильма уходит несколько месяцев. Затем фильм демонстрируется на уроках истории. Собственно говоря, это и есть цель проекта – создание фильма для уроков. В настоящее время мы сняли уже 7 фильмов, я хочу поделиться опытом создания нашего первого фильма.

Свой первый фильм мы с моими учениками сняли о трагической судьбе адмирала Колчака, жизнь и деятельность которого до сих пор вызывает споры у историков. Гражданская война – одна из дискуссионных тем. Учителя, работающие в старших классах, знают, как сложно объяснить поколению ХХI века эти трагические события нашей истории, смысл которых до конца не ясен даже специалистам. Я предложила своим ученикам снять видеофильм о судьбе адмирала Колчака, которая тесным образом связана как с историей Гражданской войны, так и с историей нашего города Иркутска. Для создания фильма мы изучили литературу, посетили места в Иркутске связанные с жизнью и деятельностью адмирала Колчака: Харлампиевскую церковь, где он венчался,  краеведческий музей, где он читал лекцию о полярной экспедиции барона Толля, камеру  в иркутской тюрьме, где он провел последние дни жизни и предполагаемое место его расстрела. Участие в съемках фильма очень понравилось моим ученикам. Вот некоторые отзывы:

«Мне стала более понятна история гражданской войны и особенно тех событий, которые связаны с нашим городом» (Дарья)

Мне понравилось проводить социологический опрос и реакция людей. Возможно, я выберу профессию журналиста» (Дарья)

«Мне было очень интересно пройти по тем местам, где был адмирал Колчак, где он венчался, умер, совершал какие-то дела, и самое главное, что все это было в Иркутске!» (Анастасия)

«Я многое узнала, работая над этим проектом, но больше всего меня поразило то, как недостойно Колчак обошелся со своей женой. Прелюбодеяние – это грех». (Ксения)

«Больше всего меня поразило то, что адмирал Колчак не жалел своей жизни, защищая Родину во время русско-японской и первой мировой войны и так мужественно принял свою смерть» (Анжелика)

«Больше всего мне понравилась экскурсия в тюрьму, мы побывали в камере, где находился Колчак, там страшно холодно» (Валерия)

«Мне очень понравилось участие в проекте. Я узнала, кто такой Колчак, узнала, что он был в Иркутске, что он венчался здесь. Меня поразило то, что люди знают и помнят, кто такой Колчак» (Полина)

«Мне понравился проект. Я монтировала фильм и поняла, что монтаж – это очень трудно, но очень интересно». (София)

Таким образом, работа над данным медийным проектом помогла ученикам не только больше узнать об истории нашего родного города, но и лучше понять историю Гражданской войны, одной из причин которой стал нравственный кризис российского общества, отход его элиты от традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа, что и предопределило трагическую судьбу адмирала А.В. Колчака.

Изучение отечественной и региональной истории через создание исторических фильмов является одним из эффективных способов формирования исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, позволяющих школьнику самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий. [2]

   

Список литературы:

1.     Балсунаева Э.В. Место медиатехнологии в образовательном процессе школьников.

2.     Троицкий Ю.Л. Понимание как образовательная технология. 

 

. . . . .