Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование компетентстно-ориентированных заданий при формировании математической грамотности

Дата публикации: 2023-05-15 18:36:03
Статью разместил(а):
Старкова Елена Александровна

Использование компетентстно-ориентированных заданий при формировании математической грамотности

Автор: Старкова Елена Александровна

МБОУ "СОШ № 72 г. Хабаровска"

 

В современном мире приобретает значимость образование не как сумма знаний, ограничивающаяся простым запоминанием школьных предметов, а необходимы навыки и умения, которые можно применять в жизненных ситуациях. Повышение качества образования стало одной из главных задач государства, одним из показателей, которого является уровень сформированности функциональной грамотности. Я считаю, что на своих уроках необходимо формировать не только знания, но и помогать ученикам развивать навыки, воспитывать ценностные смыслы и стимулировать интерес к обучению.

В своей педагогической деятельности я делаю акцент на развитии математической грамотности учеников, включая развитие математического мышления, логического мышления, умения анализировать и решать задачи, используя математические методы и инструменты. Моя цель - помочь ученикам научиться применять математические алгоритмы для решения практических задач в реальной жизни. Для этого я использую компетентностно-ориентированные задания.

Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности учителя математики при формировании математической грамотности учащихся через использование компетентностно ориентированных заданий.

Задачи:

1. Создание учебно-методических материалов для учителей математики по формированию математической грамотности школьников: конспект урока, методические рекомендации, банк компетентностно-ориентированных заданий.

2. Установление межпредметных связей при изучении математики.

3. Разработка системы оценки достижения учеников в формировании математической грамотности с помощью компетентностно ориентированных заданий.

Практикоориентированность заключается в том, что она может быть использована не только учителями математики, но и учителями других предметов для повышения качества обучения и формирования у учеников функциональной грамотности. Это позволяет интегрировать математические знания и навыки в различные учебные предметы, что способствует более глубокому и целостному пониманию материала и его применению в жизненных ситуациях.

Новизна заключается в том, что работа фокусируется на использовании компетентностно ориентированных заданий при формировании математической грамотности учащихся. Данная технология помогает развивать у учеников не только знания, но и навыки и умения, которые могут быть полезными в реальной жизни. Также данный подход помогает повысить мотивацию учащихся к изучению математики и повысить результаты ЕГЭ и ОГЭ.

Компетентностно-ориентированные задания решают несколько проблем в процессе обучения математике:

1. Низкая мотивация учащихся. Компетентностно-ориентированные задания помогают повысить мотивацию учащихся к изучению математики, поскольку они представляют реальные проблемы, связанные с реальными жизненными ситуациями, и требуют от учащихся применения математических знаний на практике.

2. Недостаток навыков решения жизненных проблем. Компетентностно-ориентированные задания помогают развивать навыки решения проблем, поскольку они требуют от учащихся применения знаний и навыков для решения реальных проблемных ситуаций.

3. Недостаточное развитие критического мышления. Компетентностно-ориентированные задания помогают развивать критическое мышление учащихся, поскольку они требуют от них анализировать информацию, принимать взвешенные решения и оценивать результаты своей работы.

4. Отсутствие связи с реальным миром. Компетентностно-ориентированные задания устанавливают связь между математикой и реальным миром, что помогает учащимся понимать, как математика используется на практике и зачем она нужна в жизни.

Результаты моей педагогической деятельности по формированию функционально грамотности я отслеживаю через следующие оценочные процедуры:

Внешние оценочные процедуры

Внутренние оценочные процедуры

ВПР

ОГЭ

Текущий (тематический) контроль: решение компетентностно-ориентированных задач, кейсы, РЭШ

Входной контроль: диагностическая работа

Промежуточная аттестация: комплексная работа

Портфолио ученика, результативность участия в НПК, конкурсах

Анализ результативности: 

·      результаты ВПР

·      результаты ОГЭ

·      РЭШ

·      Мотивация

·      УУД

·      успеваемость по предмету: качество, ср.бал в динамики.

На своих уроках я часто использую проблемный метод, метод игровых технологий, а также компетентностно-ориентированные задания и другие. Рассмотрим более подробно технологию компетентно-ориентированных заданий. 

Методическое обоснование.

В своей практике я использую компетентностно-ориентированные задания на основе методов математического моделирования. Такие задания, по мнению В.А. Болотова, применяются в процессе решения задач в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации и организуют деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий.

Компетентностно-ориентированные задания отличаются от традиционных задач тем, что они представляют собой сюжет, ситуацию или проблему, которую ученику необходимо решить, используя свои знания и навыки. Они требуют от ученика распознавания и интерпретации различных форм информации, а также разработки нестандартных и креативных решений. Важно, что эти задания имеют познавательную мотивацию, так как они имеют значимость и показывают, как ученик может использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Еще одной отличительной особенностью методики является то, что любую предметную задачу можно преобразовать в задачу КОЗ. Этот процесс можно представить следующим образом:

Предметные КОЗ 

Добавить лишние данные

Убрать необходимые данные

Объединить несколько типовых задач 

Межпредметные КОЗ 

Установить межпредметные связи данных задачи с другими предметами

Изменить условие или требование задания, связав их с другими предметами 

Практические КОЗ 

Под имеющуюся жизненную ситуацию, требующую разрешения, подобрать предметные факты, которые могут быть использованы для решения 

Под предметную задачу подобрать жизненную или профессиональную ситуацию, иллюстрирующую
применение результатов данной задачи.   

 

Для решения КОЗ я использую следующий алгоритм основных обучающих действий:

1. Формулирование цели данной задачи, определение её места на уроке, в теме, в предметном курсе

2. Определение направленности задачи (предметная, межпредметная, практическая)

3. Выбор и оформление вида информации для составления задачи. В учебниках и методической литературе, в основном, встречается только один вид - текстовый.

4. Определение степени самостоятельности обучающихся в получении и обработке информации.

5. Выбор структуры задачи.

6. Определение формы ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Структура компетентностно ориентированного задания. Прежде всего, мы выбираем вид компетенции, которую собираемся формировать.

Далее идёт стимул – краткое изложение условий решения актуальной проблемы. Стимул создает контекст задания и мотивирует учащихся на его выполнение. В некоторых случаях он моделирует практическую, жизненную и др. ситуации, а также может нести функцию источника информации. Выделяют требования к формулировке стимула: он должен быть кратким и включать в себя противоречие между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, она точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ, проверенным интернет-источникам. Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

В ряде случаев необходим бланк выполнения задания, который задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания, а также включает инструменты для проверки, такие как оценочная шкала с критериями оценки; модельный ответ, перечень верных и/или частично верных ответов и ключ как эталон результата выполнения задания.

Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.

С помощью таких задач можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. На уроках комплексного применения знаний с помощью компетентностно-ориентированных задач можно сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить в течение урока.

Пример межпредметного компетенстно-ориентированного задания.

Стимул 

Найти клад и внезапно разбогатеть — мечта многих. 

Задачная формулировка 

В соответствии с действующим законодательством РФ, любой клад считается собственностью государства. Во избежание его присвоения, предусмотрена выплата вознаграждения в процентах от общей стоимости находки. Подобные выплаты в некоторых случаях приравниваются к получению дохода, поэтому подпадают под законы о налогообложении граждан. В России в 2022 году предусмотрена выплата 50% от общей суммы находки. Вчера вы нашли клад-золото. Какую сумму в рублях вы получите.

Источник информации 

Вес золота 1кг 350гр

Стоимость золота за 1 кг 3 240 000р.

Выплата обладателю клада: 50%

Бланк выполнения задания

Вес золота в кг

 

Стоимость найденного золота

 

Перевод процентов в десятичную дробь

 

Процент государству (рублях)

=прибыли моей

 

Инструмент проверки:

· Задание выполнено верно, если дано правильное количество упаковок и стоимость

· Задание выполнено неверно, если подсчет выполнили неверно и был дан неверный ответ.

Вес золота в кг

1,35 кг

Стоимость найденного золота

1,35*3240000=4 374 000р.

Перевод процентов в десятичную дробь

50%:100=0,5

Выплата обладателю клада

4374000*0,5=2 187 000р.

Примеры:

Задача 1.

На дорогах нашего города перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями устанавливают дорожные знаки, помогите водителям транспортных средств, решить возможен ли проезд для них.

Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту. Вы являетесь водителем. 

Каким из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 2,8 м   

2) пожарному автомобилю высотой 2,3 м.

3) топливозаправщику высотой 2,2 м

4) автоцистерне высотой 3,7 м

Пример оформления:

Виды транспорта

Сравнение высоты машины с высотой на дорожном знаке «Ограничение высоты» 3,5 метра.

Можно ли проехать машине? (да или нет) 

Молоковоз

 

Пожарный автомобиль

 

Топливозаправщик

 

Автоцистерна

 

Задача 2.

Пандемия COVID-19 показала, что инфекционные болезни не перестали быть угрозой. Интерес к иммунитету за последнее время увеличился настолько, будто главной целью всего человечества стало найти ответ на вопрос: «Как укрепить иммунитет? Знаком ли вам препарат анаферон и его компоненты.

Лекарство анаферон прописывает врач для повышения иммунитета - сопротивляемости к заболеваниям. У пациента имеется аллергия к лактозе, в составе должно быть не более 0,4 г лактозы. Вы являетесь врачом. Определите какого вещества содержится в анафероне больше всего, а какого меньше? Можно ли выписывать препарат пациенту.

Пример оформления: 0,5>0,4 нет

Состав: лактоза - 0,3 г, целлюлоза -0,2 г, магний -0,1 г.

Задача 3.

В XXIV олимпийских зимних играх в Пекине 2022 года в проходила женская лыжная эстафета. Вы судьи соревнований, оцените какое место заняла наша страна и наши соперники 

12 февраля 2022 г. в Пекине проходила женская лыжная эстафета. Она состоит из четырех этапов, которые представители каждой команды проходят поочередно, сменяя друг друга. У женщин протяженность одного этапа составляет 5 км. Команды уходят на трассу в формате масс-старта, то есть все одновременно. 

Первые два этапа преодолеваются классическим стилем, заключительные два этапа — свободным. Передача эстафеты происходит только по окончании этапа в специальном коридоре. Ниже представлены результаты команд. Вы являетесь судьёй соревнований.   Кто прошел трассу быстрее всех? А кто финишировал последним? Расположите спортсменов в порядке увеличения их времени прохождения трассы.

Таблица 1

Команда

Время

Финляндия

54,2 минуты

Германия

53,5 минут

Швеция

54,1 минуты

Россия

53,4 минуты

Таблица 2

Показатели

Время

Быстрее всех

 

Финишировал последним

 

Расположить в порядке увеличения их времени

 

. . . . .