Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценивания на уроках истории и обществознания

Дата публикации: 2020-06-07 11:28:29
Статью разместил(а):
Пальчикова Татьяна Павловна

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценивания на уроках истории и обществознания

Автор: Пальчикова Татьяна Павловна

МБОУ «Костенская СОШ» Хохольского района Воронежской области

 

Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что умение оценивать собственные возможности и в дальнейшем правильность выполнения учебной задачи; владение основами контроля и самоконтроля, самооценки позволяют школьнику успешно управлять процессом познания и способствуют развитию его мыслительных способностей. Автор описывает этапы работы учителя по формированию у обучающихся собственных контрольно-оценочных действий, знакомит с приёмами организации деятельности школьников по развитию навыков самоконтроля и самооценивания на уроках истории и обществознания. В целом, статья может быть полезна не только учителям истории и обществознания, но всем учителям-предметникам.

Ключевые слова: Методика преподавания истории и обществознания, самоконтроль, самооценивание.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Система образования в современном обществе нацелена на создание условий, которые позволят стать ребенку полноценным субъектом образовательной деятельности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащийся осознавал мотивы и цели учения, успешно осваивал способы осуществления деятельности, проявлял познавательную активность и самостоятельность.

На сентябрь 2021 года запланирован переход на новые ФГОС. Они акцентируют внимание на развитии у школьников «мягких», отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность труда, навыков – метапредметных и личностных. [Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.]

На мой взгляд, среди метапредметных результатов обучения наиболее значимыми являются умение оценивать собственные возможности и в дальнейшем правильность выполнения учебной задачи; владение основами контроля и самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. В работах Ю. К. Бабанского самоконтроль выступает как элемент учебной деятельности, важное учебное умение, которое состоит в том, чтобы находить ошибки и намечать способы их устранения самостоятельно. [Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. ‒ М.: Педагогика, 1989. ‒ с 151.] Это позволяет школьнику управлять процессом познания и способствует развитию его мыслительных способностей.

Когда у учащегося сформирована критическая оценка своих действий, он в состоянии осознавать, что ему известно в данной ситуации, что еще требуется изучить. Возникает познавательное затруднение. У ребенка рождается чувство неудовлетворенности, появляется необходимость в дальнейшем развитии. Познавательные барьеры являются причиной, под влиянием которой потребность переходит в мотив, и приходит в движение вся деятельность. [Коржуев А. В. Познавательные затруднения в учении школьников // Педагогика. 2000. № 1. с. 27.] Такое противоречие заставляет ученика активно и самостоятельно мыслить, анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного совершения деятельности, но и на этапе ее планирования. Прежде чем выполнить работу, он рассмотрит каждый шаг с разных точек зрения, выдвинет предположения, продумает различные варианты решения задач и постарается из них выбрать наиболее оптимальные.

Зачастую, чтобы сэкономить время и усилия, учитель берет на себя единолично функцию контроля и оценивания учебной деятельности. В связи с этим работа ребёнка постепенно лишается внутренней мотивирующей и направляющей основы. Чтобы не допустить этого, я на уроках и во внеурочной деятельности уделяю внимание формированию собственных контрольно-оценочных действий учащихся.

В работе по формированию самоконтроля у обучающихся можно выделить следующие этапы. Сначала ученика нужно научить понимать и принимать контроль учителя. Каждый педагог сталкивается с ситуациями, когда ребенок высказывает несогласие с выставленной отметкой, не признает свои ошибки, утверждает: «А я так и сказал (сделал)» и т.д. Чтобы не возникало подобных противоречий, и для того, чтобы начать обучать ребенка самооцениванию, на первых же уроках необходимо обсудить и закрепить с учащимися нормы и критерии оценивания; сообщать школьникам, после какого объема учебного материала необходим контроль, с какой целью он будет проводиться. Выставляя ту или иную отметку, учитель должен объяснять ее, исходя из обозначенных критериев.  

Очень важно донести до обучающихся, что любое оценивание необходимо, в первую очередь, для того, чтобы выявить степень усвоения учебного материала для ликвидации возможных пробелов в обучении. Ребенок должен четко понимать, что отметка – показатель их совместной с педагогом деятельности.

После того, как учащиеся усвоят критерии оценивания, нужно вовлекать их в работу по взаимному оцениванию, например, попросить ребенка помочь охарактеризовать ответ одноклассника в соответствии с заданными требованиями. Такое оценивание дается школьникам легче, чем анализ собственной деятельности.

На уроках истории и обществознания я практикую проведение опроса в парах, мини-группах. На доске помечаю перечень обязательных терминов, дат, важных вопросов по обозначенной теме. Дальше дети работают самостоятельно: слушают ответы одноклассников, выставляют отметку. Для развития умения формулировать и аргументировать прошу некоторых из них обосновать свое решение. Когда такой вид работы перестает вызывать затруднения, нужно усложнить задачу по взаимному оцениванию: критерии для анализа работы учащиеся предлагают самостоятельно.

Взаимная проверка является важной ступенью в воспитании самоконтроля. Обнаружить ошибки в работе товарища легче, чем в собственной, а полученные навыки ученик со временем переносит на свою деятельность, что позволяет ему выйти на новый уровень развития. Постепенно школьник учится осуществлять самонаблюдение, выполнять самоанализ, самооценку и коррекцию собственной работы.

В своей практике я систематически использую прием, который не только позволяет совершенствовать навыки самооценивания и самоконтроля, но и позволяет ребенку побывать и в роли учителя, составляющего задания, и в роли ученика, выполняющего их. Перед обучающимися на повторительно-обобщающих занятиях или уроках обучающего контроля ставится задача на основе пройденного материала составить вопросы или мини-тесты для одноклассника. Каждый ученик старается выстроить задания таким образом, чтобы они были решаемы, но в то же время содержали некоторую трудность, требовали обдумывания. При этом ребенку приходится оценивать свои силы, знания, заранее планировать действия. Чтобы выполнить работу успешно, ученик несколько раз пересматривает каждый свой вопрос, контролирует возможность нахождения правильного ответа. Затем дети обмениваются разработанными заданиями. Теперь им приходится занять позицию ученика. На этапе проверки работы помимо оценивания правильности собственных ответов или ответов товарища я прошу обучающихся обосновать, насколько корректны, грамотно составлены, сложны и уникальны были вопросы, которые они получили от одноклассника. Такой прием позволяет развивать многие важные метапредметные умения, в том числе, совершенствовать навыки взаимного оценивания и самооценивания.

Я предполагаю, что только систематическая целенаправленная работа учителя приведет к возникновению у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке. Выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции будут способствовать, в свою очередь, развитию мыслительных и творческих умений ребенка, пробуждению внутренней инициативы, возникновению стремления к самоуправлению и саморегуляции учебной деятельности, то есть, сформируются качества человека, необходимые ему во всех сферах жизнедеятельности.

 

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. ‒ М.: Педагогика, 1989г.

2. Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников // Педагогика. 2000. № 1.

 

. . . . .