Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Повышение интереса к учебному материалу

Дата публикации: 2020-08-03 04:05:07
Статью разместил(а):
Умярова Наталья Васильевна

Повышение интереса к учебному материалу

Автор: Умярова Наталья Васильевна

МАОУ «Гимназия № 1 города Белогорск»

 

Аннотация: В статье предложены приемы составления занимательных заданий и методика их использования на уроках математики

Ключевые слова: формы работы на уроке, учебный материал.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Обучение – это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков.

Д. Пойа

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над формированием познавательного интереса – это значит развивать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Формирование познавательного интереса возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательного интереса необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Привлекательная цель.

ФОРМУЛА: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Пример: Игра «Поле чудес».

Учитель берет понравившееся ему высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же примеров или задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы. Каждому ученику учитель дает карточку с заданием и ученик сразу начинает решать. На доске записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ним ответы, которые соответствуют этим буквам. Ниже записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании). Ученик, выполнивший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Ученики стараются решить быстрее, чтобы получить следующую карточку. За правильно решённые 2-3 задания он может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь больше, чем число учеников в классе. Кто - то решает быстрее и он успевает решить 2-3 задания.

Например: 5 класс «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей».

а

в

д

е

и

к

м

о

п

р

т

у

я

4,29

3,16

4,81

9,38

13,94

10,5

1,02

16

2,21

26,05

6,06

21,48

2,9

1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  23  24   25   26   27   28

М  а  т   е   м   а   т   и   к   а   у   м   в   п   о   р   я   д   о   к   п   р  и   в   о  д   и   т

Вычислить:

1) (306 + 1,5) * 0,2;       (1,02)

2) (6,7 – 3,4) * 1,3;        (4,29) 

3) 4,1 * 0,6 + 3,6;          (6,06) 

...

Разнообразие тем: Произведение одночлена на многочлен; Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей; Нахождение наименьшего общего кратного; Сложение положительных и отрицательных чисел; Формулы приведения; Тригонометрические уравнения; Вычисление производных; Первообразная и т. д.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

ФОРМУЛА: Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример: (геометрия 7 класс) Учитель предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не возникало сомнений в необходимости доказательства теоремы.

Пример: Лабораторная работа по геометрии 7 класс.

Тема: «Сумма углов треугольника».

Цель работы: сформулировать гипотезу о сумме углов треугольника.

Указания к работе:

1. Постройте три треугольника.

2. Измерьте градусные меры этих треугольников.

3. Результаты измерений занесите в таблицу.

4. Найдите сумму внутренних углов каждого треугольника.

5. Сформулируйте гипотезу.

Отсроченная отгадка.

ФОРМУЛА 1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: Однажды на уроке учитель показал ребятам куб и предложит одному ученику найти площадь поверхности этого куба.

- Это элементарно, - бодро начал ученик. – Сначала измеряем два ребра, исходящие из одной вершины. Первое ребро равно 10 см, и второе ребро равно 10 см. Найдем площадь этой грани: 10 * 10 = 100 (см2). Теперь измерим другие два ребра. Первое равно 10 см. перемножим их, будет 100 см2. Это площадь второй грани …

Теперь, - продолжал ученик, - сложим все найденные площади, будет 600 см2. Это и есть площадь поверхности куба.

Как же он был удивлен, когда учитель не поставил ему пятёрку. Как вы думаете почему?

Во время обсуждения этого решения выясняется, что Витя вообще не знает, что такое рациональное решение. Ведь было достаточно измерить только одно ребро (ибо дан куб!) и найти площадь одной грани, наконец, проще 100 см2 умножить на 6, чем их складывать шесть раз.

Учитель не должен упускать благоприятного момента, созданного этой ситуацией. Важно не только то, что Витя решал нерационально, не менее важно выяснить, почему он так решал. Оказывается, такое Витино решение прямо связано с его недостаточными познаниями. Он, видимо, не знает, что у куба все ребра равны и все грани равны. Так ненавязчиво проводится мотивация важности овладения знаниями.

ФОРМУЛА 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Лови ошибку!

Этот прием давно уже используется учителями и доказал свою эффективность с методической точки зрения: вырабатывается критичность мышления, развивается самоконтроль ученика и др. Кроме того, использование подобных заданий на уроке приучает ребят к внимательности, позволяет предупредить появление типичных ошибок, т. е. провести своеобразную профилактику ошибок.

Известно, что прямое указание учащемуся на допущенную им ошибку часто малоэффективно, даже если он эту ошибку исправил. Поэтому сначала используются задания, в которых ошибки бросаются в глаза. Потом можно постепенно переходить к замаскированным ошибкам, которые при беглом просмотре можно и пропустить.

ФОРМУЛА 1: ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими (вид творческого задания).

Математика 5 класс «Действия с десятичными дробями»

Найдите ошибки и объясните, почему они были допущены:

0,134  ∙ 1000 = 13,4

16,12 : 0,4 = 4,3

...

Алгебра 10 класс «Тригонометрические формулы»

  1. cosa + sina = 1
  2. 1 + tg2a =
  3. ctga =
  4. ...

Практичность теории.

ФОРМУЛА: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Примеры:

Задача 1. На месте разрушенного дома, от которого уцелела одна стена, желают построить новый. Длина уцелевшей стены – 12 м. Площадь нового дома должна равняться 112 м2. Хозяйственные условия работы таковы:

  1. Ремонт погонного метра стены обходится в 25% стоимости кладки новой;
  2. Разбор погонного метра старой стены и кладка из полученного материала новой стены стоит 50% того, во что обходится постройка погонного метра стены из нового материала.

Как при таких условиях наивыгоднейшим образом использовать уцелевшую стену?

Задача 2. Существует мнение, что стол на трёх ногах никогда не качается, даже если ножки его и неравной длины. Верно ли это?

Задача 3. Если бы мы могли обойти земной шар по экватору, то макушка нашей головы описала более длинный путь, чем каждая точка наших ступней. Как велика эта разница?

Говорят, «язык до Киева доведет». Да, язык может привести к успеху – если им правильно пользоваться. И здесь нет ничего полезней, чем умение задать нужный вопрос в нужное время, то есть сильный вопрос – такой, который избавит от необходимости задавать многие другие вопросы. Еще один полезный прием активизации учеников:

Пресс-конференция.

ФОРМУЛА: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены?

Теперь их следует разбить на «кучки»:

  • вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;
  • вот те, на которые можно найти ответ в литературе;
  • вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.

Дополнительно можно:

  • провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос;
  • организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;
  • использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

Вопрос к тексту.

ФОРМУЛА: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания – он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

Повторение пройденного на уроке.

Самый непродуктивный, утомительный и – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мы будем говорить о другом повторении – активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

Своя опора.

ФОРМУЛА: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно порекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Повторяем с контролем.

ФОРМУЛА: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызовы учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Повторяем с расширением.

ФОРМУЛА: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

Свои примеры.

ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Пример: Учитель: - Итак, мы уже умеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.

Итог - опрос.

ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться «административными мерами», чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми сказать и свое мнение.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. Возможности использования игровых приемов на уроке чрезвычайно разнообразны.

Примеры:

«Игра с числами» Каждый ученик имеет 31 квадрат (со стороной 1 см), вырезанный из плотной бумаги. В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от – 15 до 15. Учащиеся выкладывают их на столах в порядке возрастания (готовятся к выполнению заданий). При изучении темы «Сложение и вычитание целых чисел» можно предложить разнообразные упражнения.

  • Укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна – 23;
  • Укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна – 15 и т. д.

Тестовые вопросы. На доске записано выражение – 18 а. Учитель задает вопросы. Ученик должен быстро ответить.

Зашифрованные примеры. Подставьте вместо квадратиков такие числа, чтобы равенства были верными:

Выбор. Из нескольких математических объектов необходимо выбрать объект, обладающий указанными свойствами.

Восстановление. По части какого – либо математического объекта требуется восстановить весь объект. Например: восстановите координатную прямую, часть которой изображена на рисунке

Стрела. По двум – трем данным требуется выполнить значительное количество однотипных заданий, придерживаясь данного алгоритма.

Уровни и виды домашнего задания.

Вредный и достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копии сломано по поводу домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?

Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!

ФОРМУЛА: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Я хочу выделить фразу «за обучение которого вы беретесь», потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу – и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.

Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

  • частушки, басни, сказки, фантрассказы по учебным темам;
  • чайнворды, кроссворды и т. п.;
  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • учебные комиксы;
  • плакаты – опорные сигналы;
  • мнемонические формулировки, стихи и др.

Задание массивом.

ФОРМУЛА 1: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.

Например, учитель задает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

Давая задачи массивом нужно следить, чтобы были в нем как задачи явно посильные, так и довольно сложные. Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех при решении задач так же плохо сказывается на способностях будущего решателя, как и беспросветные поражения. При задании массивом возникает соревновательность. Как ее использовать? Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. Такой плакатик на стене: решил задачку – закрасил квадратик напротив своей фамилии…

Хочу еще раз подчеркнуть плюсы при задании массивом. Первый плюс – происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает. Второй – дети решают разные задачи, у них появляется лишняя возможность поговорить не на тему «мыльные оперы», а на тему учебную, обменяться решениями. Третий – выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

 

Список литературы:

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: СПД Резников В. С., 2006. - 88с.
  2. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 222с.

 

. . . . .