Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Дата публикации: 2020-09-20 09:12:29
Статью разместил(а):
Аксютенко Татьяна Валерьевна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Автор: Аксютенко Татьяна Валерьевна

МБОУ «Копьёвская сельская СОШ»

 

Аннотация: Современная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В связи с этим, возникает задача – создать наиболее благоприятные условия для реализации творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают уроки технологии.

Ключевые слова: творческие способности, урок технологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

Неслучайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителями задачу формирования у учащихся «универсальных учебных действий, умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Поэтому особую значимость приобретает выбор и использование разнообразных образовательных технологий. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают уроки технологии.

Как известно, творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Творческий процесс- это всегда «прорыв» вперед, но ему предшествует длительное накопление  знаний, умений и навыков - опыта.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение значимым, интересным, увлекательным, и в рамках учебной программы.  

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Особое место здесь принадлежит исследовательскому методу, при котором приобретается опыт творчества.

Организация исследовательской деятельности учащихся по предмету технология проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Прежде всего, это урочная деятельность: написание рефератов, подготовка сообщений,  защита презентационных материалов. Главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых знаний, овладение умениями и навыками.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё - же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности, в профессиональном самоопределения  в частности.

В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) внедрение метода проектов содействует формированию у учеников основ научно-технической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению постановленных задач, изучение разных методик позволяют не стандартно приходить к определенным решениям и методам реализации творческого проекта. Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока, что способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных задач.

Следует отметить, что проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включаются в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.  

 

Список литературы:

1. Абросимова Е.В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е.В. Абросимова. // Молодой ученый. — 2017. — № 36. 

2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994г.

3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

 

. . . . .