Использование проектной технологии в обучении английскому языку в рамках ФГОС
Использование проектной технологии в обучении английскому языку в рамках ФГОС
Авторы: Горбунова Анна Алексеевна
и Черникова Оксана Михайловна
МБОУ "СОШ № 199", г. Новосибирск
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно ...
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, стандартов второго поколения особое место занимает проектно-исследовательская деятельность, как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность не заменяет, а дополняет систематичное обучение, и основана на:
- личностно-ориентированном подходе;
- системно-деятельностном подходе;
- обеспечивает практическую ценность приобретаемых знаний.
Организована не взамен, а дополнительно к творческому и интеллектуальному развитию, на основе системного подхода и преемственности.
Давайте определим, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Учебные творческие проекты направлены на решение двух основных целей: воспитательной и учебной. Воспитательная цель состоит в создании условий для воспитания – активной и ответственной личности, умеющей работать в команде. Учебная цель – формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности. Самым важным этапом работы над проектами является выбор форм представления проектной деятельности. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – презентабельной и убедительной.
Представление проекта - творческая задача. Продукт проекта должен заинтересовать учащихся. Он должен стать мотивирующим фактором. Защита проекта должна стимулировать ребят на решение поставленных задач. Роль учителя в проектной деятельности не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей: Энтузиаст, Специалист, Консультант, Руководитель, Человек задающий вопросы, Координатор, Эксперт. Каждый раз, работая над проектом, наш класс превращается в творческую лабораторию.
Перед вами слово «ПРОЕКТ», какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (предположения)
Модель проекта можно представить в виде 5 «П». Давайте попробуем их назвать:
· Проблема
· Проектирование
· Поиск информации
· Продукт
· Презентация.
Выход на тему проекта.
Сегодня я вам предлагаю выполнить небольшой проект, но для того, чтобы наша работа была продуктивной, я хочу угостить вас конфетами, объединитесь в группы по цвету фантика. (10 конфет на 4 группы)
Вот мы с вами подкрепились, я предлагаю выполнить проект по стихотворению Людмилы Поповской «Утреннее солнышко».
Вот и солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось,
Неба лучиком коснулось
И, румяня круглый бок,
Превратилось в колобок.
И по небу покатило!
Всех будило, всех любило,
Никого не пропустило,
Всем несло тепло и свет
В этот ласковый рассвет.
Скажите, пожалуйста, какими способом можно представить стихотворение публике? (перечисляют)
Все ваши ответы верны. А я вам предлагаю представить проект ввиде иллюстрации.
Каждой группе я раздаю небольшой фрагмент стихотворения (по 2 строчки на группу), который нужно проиллюстрировать, (должно получиться 4 иллюстрации). На работу отводится 2-3 минуты.
Итог: Сейчас, представитель от каждой группы выйдет и прочитает строчки стихотворения и прикрепит к доске иллюстрации по порядку согласно строчкам.
Давайте проверим правильность выполнения иллюстраций к стихотворению. Читаю стихотворение, ориентируясь на иллюстрации.
Отразила ли первая группа в своих иллюстрациях, сюжет своей части стих-я? Вторая группа? Третья? Четвёртая?
Одной из особенностей работы над проектом является самооценка в ходе работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах, это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратить за помощью).
У каждого из вас лежат листы для самооценки. Пожалуйста, оцените свою работу по данному проекту.
Самооценка |
+/- |
Я активно участвовал в выполнении задания. |
|
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. |
|
Я внимательно слушал то, что говорили другие члены группы. |
|
Я подавал группе правильные советы. |
|
Я работал не только сам, но и совместно с другими членами группы. |
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
Я считаю, что наш проект удался, благодарю вас за работу. И предлагаю продолжить следующие фразы:
- Проектная деятельность нужна….(для развития самостоятельности, для умения работать в команде)
- Во время работы я приобрёл …
- Работа заставила меня задуматься …
Вывод: В заключение хотим сказать, что проектная и учебно-исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы обучения. Эти деятельности оказывают своё влияние на все аспекты образовательного процесса. Они открывают его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, превращает оценивание в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений.