Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

От проблемного изложения к уроку-исследованию

Дата публикации: 2020-09-30 11:46:15
Статью разместил(а):
Семенова Валентина Николаевна

От проблемного изложения к уроку-исследованию

Автор: Семенова Валентина Николаевна

МКОУ "Абанская СОШ № 4", п. Абан, Красноярский край

 

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В условиях модернизации образования, научно-технического прогресса требования к развивающей функции обучения постоянно растут. Обществу нужны люди, умеющие творчески мыслить, решать поставленные перед ними задачи. Поэтому обучение не может ограничиваться передачей простой суммы знаний. Не менее важной задачей является формирование диалектического, системного мышления школьника в процессе обучения. Среди существующих творческих подходов наиболее отвечает этим требованиям проблемное обучение.

Проблемное обучение – это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения, то есть такой организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную мыслительную деятельность учащихся по их разрешению.

Основными достоинствами проблемного обучения являются: приобретение знаний, умений, навыков; формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы; развивает логическое мышление; развивает речь и творческие способности; способствует выходу на проектную, исследовательскую деятельность. При условии использования проблемного обучения регулярно  учитель и ученик достигают разных уровней проблемности. Учитель от постановки проблемы, формирования и решения её переходит на этап общей организации, контроля, умелого руководства, что в полной мере отвечает требованиям урока-исследования. Ученик в свою очередь от запоминания, решения проблемы движется к осознанию проблемы, формулированию её, до решения проблемы.

Развитие универсальных способов деятельности можно проследить в таблице:

Уровень

Что делает учитель

Что делает ученик

0

Ставит проблему,  формулирует её, решает её.

Запоминает решение проблемы.

1

Ставит проблему, формулирует её.

Решает проблему.

2

Ставит проблему.

Формулирует проблему, решает проблему.

3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

Осознаёт проблему, формулирует её, решает проблему.

 

Основными понятиями проблемного обучения являются: проблемная ситуация, т.е состояние интеллектуального затруднения ученика и её элемент, который вызвал затруднение – это проблема.

Основными формами выражения проблемы является проблемный вопрос, проблемное задание, задача.

В своей деятельности я использую различные способы и приёмы создания проблемной ситуации:

1) Демонстрация или сообщение фактов. Например, учащиеся ещё не знают,  что хлорид аммония может возгоняться, а им предлагают вопрос: «Как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия?».

2) Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения: «Может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор?». Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция.

3) Другие приёмы отражены в таблице:

ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

                   ПРИМЕРЫ      

1. Демонстрация или сообщение фактов, требующих объяснения

Демонстрация аллотропных модификаций серы. Почему они возможны?

2. Столкновение нескольких точек зрения вопросом или практическим заданием.

Есть ли кислород в химически чистой воде? (Да, нет.) Кто прав?

3. С помощью известной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. (прогнозирование.)

Будет ли уксусная кислота как кислота органическая проявлять общие свойства кислот?

4. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами , когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Может ли при пропускании углекислого газа через известковую воду получиться прозрачный раствор?

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Учитель демонстрирует опыт с образованием гидрокарбоната кальция.

5. Объяснение фактов на основании известной теории.

Вопрос: Почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде кислород?

Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжённости металлов, рядом анионов, сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза.

6. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и даётся конечная цель.

Учитель предлагает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путём, с наименьшим числом проб.

7. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях.

Подобрать условия для определённой реакции, зная свойства веществ, вступивших в неё, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.

8. Принцип историзма.

Поиск путём систематизации химических элементов, приведших в конечном счёте Д.И.Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения.

 

Проблемное обучение на уроках химии я осуществляю через следующие этапы:

I. Этап постановки проблемы, который включает в себя:

1) подготовку к восприятию проблемы, актуализацию знаний;

2) создание проблемной ситуации;

3) формулирование проблемы.

II. Этап поиска решения:

1) выдвижение гипотез;

2) построение плана, решения для проверки каждой гипотезы;

3) подтверждение или опровержение гипотезы.

В своей работе использую следующие методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный – проблемное изложение материала учителем;
  2. Частично-поисковый – совместное решение проблемы;
  3. Исследовательский – самостоятельное выдвижение учащимися гипотезы и её проверка.

При проблемном монологе учителя школьники только наблюдают за его творческим процессом, следовательно развивающий эффект здесь снижен. Его использую на своих уроках когда у учащихся недостаточно опорных знаний вести диалог. Поэтому наиболее эффективным считаю побуждающий диалог, который стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез.     

Систематическое использование в своей работе проблемных методов даёт возможность учителю и ученикам выходить на самый высокий уровень проблемности – это овладение исследовательскими умениями и навыками. Этому способствует проведение уроков-исследований.

Структура исследования теоретических вопросов в системе уроков следующая:

1. Постановка общей проблемы

2. Накопление и  изучение фактического материала

3. Выделение вопросов, подлежащих теоретическому обоснованию, выделение вопросов, требующих экспериментального подтверждения

4. Постановка частных взаимосвязанных проблем и их решение методом теоретического анализа или экспериментально.

5. Получение достоверного знания.

6. Теоретическое положение.

7. Применение знаний в дальнейшем исследовании и практике.     

Большой познавательный интерес у учащихся вызывает урок-исследование, в ходе которого выдвинутая учащимися гипотеза подтверждается экспериментально в ходе лабораторной или практической работы. Например, на уроке « Строение глюкозы и её свойства» выдвинутая учениками гипотеза о принадлежности её к  альдегидам подтверждается проведением качественных реакций в ходе выполнения лабораторной работы. На уроке «Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты» гипотеза что уксусная кислота как кислота органическая должна проявлять общие свойства кислот подтверждается экспериментально.

Важной положительной стороной проблемного обучения является его развивающий характер. Учащиеся начинают мыслить творчески, диалектически, приучаются к поиску. Обучение с использованием уроков-исследований более эмоционально, что способствует повышению интереса к учению, обеспечивает прочность знаний, так как знания, добытые путём самостоятельного поиска, всегда удерживаются сознанием дольше полученных в готовом виде. Недостатками этих уроков является слабая управляемость мыслительным процессом и открытие нового знания на таких уроках требует  гораздо больше времени.

Но в результате осуществления уроков-исследований учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями, учатся сотрудничать, выстраивать общие умения коммуникации.

 

. . . . .