Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Очная и дистанционная формы обучения в общеобразовательной школе

Дата публикации: 2020-10-14 08:45:26
Статью разместил(а):
Горбунова Анна Алексеевна

Очная и дистанционная формы обучения в общеобразовательной школе

Авторы: Горбунова Анна Алексеевна

и Черникова Оксана Михайловна

 

Пожалуй, эта проблема в большей мере касается учителей иностранного языка, имеющих уже опыт использования интернет-технологий, к новой проблеме – интеграции очных и дистанционных форм обучения на основе широкого использования ресурсов и услуг Интернета. Напомним, что под дистанционным обучением мы понимаем взаимодействие учителя и учащихся между собой, разделенных расстоянием на основе телекоммуникационных технологий. Другими словами, процесс обучения можно продолжить за пределами урока, школы, если мы попробуем распределить свои усилия между уроком и внеурочной деятельностью.

Нам представляется такая модель интеграции очных и дистанционных форм обучения весьма перспективной для иностранного языка, учитывая специфику этого предмета. Нам ведь всегда не хватаем времени на уроке, чтобы сформировать необходимые навыки, чтобы обсудить интересные проблемы, заслушать результаты исследовательских работ учащихся при работе над проектом, просто подискутировать на интересные темы, проконсультировать отдельных учеников, нуждающихся в нашей помощи. Так жалко бывает обрывать интересную дискуссию, видеть разочарованные лица ребят, которым не удалось высказать свою точку зрения на уроке. Вам знакома такая ситуация? Нам приходилось ее наблюдать неоднократно. Вот если бы удалось сэкономить немного времени на уроке, чтобы предоставить возможность всем желающим высказаться, обменяться мнениями?

Кроме того, все больше внимания методисты уделяют необходимости обучения письменным видам речевой деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией (рефератов, аннотаций, конспектов, эссе). Это умения, которые необходимы каждому специалисту, работающему с иноязычной информацией. Это стало очевидно, особенно с внедрением Интернета в нашу жизнь. Учиться этому нужно уже в школе. На уроке мы не можем уделить этим видам деятельности достаточно времени.

Может быть, можно какие-то виды работы перенести на дистанционные формы во внеурочное время? Вы скажете, мы и так даем учением задания для самостоятельного выполнения дома. Речь о другом. При выполнении задания по учебнику у них нет подкрепления, т.е. они не знают, правильно они выполняют задания или нет, у них нет общения мотивация, согласитесь, почти нулевая. На самом деле далеко не всем ученикам требуется тот объем трансформационных, например, упражнений, которые мы задаем всем одинаково на дом. Одним ученикам требуется обратить внимание на одно, другим – на другое. Если речь идет о формировании грамматических или лексических навыков, согласитесь, разным учащимся требуется разный объем практики. Это зависит и от свойств памяти, и от языковых способностей, и от уровня обученности.

Если мы действительно хотим использовать личностно-ориентированный подход в нашей деятельности, мы должны учитывать эти способности наших учеников. Ответ напрашивается сам собой. Если в школе или дома учащиеся имеют возможность доступа в Интернет, разумно было бы давать некоторые задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами. Какой смысл выполнять на уроке бесконечные упражнения на заполнение пропусков, трансформацию и т.д., когда можно было бы это драгоценное время использовать на более продуктивные виды деятельности. При этом задания могут быть действительно дифференцированы в соответствии с уровнем обученности ученика. Только не надо смешивать два понятия: использование ресурсов Интернета в практике изучения иностранного языка в очной или другой форме обучения и дистанционную форму обучения. В данном случае нас интересует возможность интеграции очных занятий и дистанционных, т.е. учебный процесс как бы разделенный во времени и пространстве. Для этого нужно четко определить, какие виды деятельности целесообразно использовать на уроке (для чего необходимо непосредственное общение учителя и учащихся, учащихся между собой – face-to-face) и виды деятельности, которые спокойно можно перенести на дистанционные формы.

Ознакомление с новым грамматическим, лексическим материалом целесообразно осуществлять на уроке под руководством учителя. Формирование ООД (ориентировочной основы действий) тоже требует присутствия и непосредственного руководства со стороны учителя, чтобы четко определиться, насколько адекватно понят новый материал. А вот формирование навыком, как грамматических, так и лексических, можно начать на уроке в малых группах сотрудничества. Затем, если вы видите, что кому-то этой практики недостаточно, можно использовать либо упражнения учебника (что вы и делаете), либо возможности Интернета, поскольку, в отличие от учебника, там есть множество грамматических справочников, упражнения с разъяснениями и обратной связью. Такая деятельность не требует специальной проверки на уроке. На уроке вы потратите несколько минут на работу в малых группах сотрудничества, дав предварительное задание на контроль понимания пройденного, сформированность навыка, а затем – тест. Это еще займет несколько минут. В общей сложности вы потратите на уроке не больше 15-17 минут. При этом ученики могут систематически сверять свои умения с международным стандартом, определять свой уровень владения языком.

Мы уже много раз говорили, что работа с информацией – одна из главных задач обучения иностранным языкам в современной школе. Все ли учебники предоставляют достаточное количество таких текстов, которые бы могли заинтересовать учащихся своей актуальностью, сиюминутной значимостью и предоставить достаточное количество практики? Кроме того, при работе над проектом всегда требуется дополнительная информация. Причем эту информацию необходимо быстро просмотреть и решить, нужна она или нет для решения рассматриваемой в данном проекте проблемы. Это просмотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения становятся подчас приоритетными при работе с ресурсами Интернета, ибо время – деньги.

Работа с информацией предполагает, как говорилось выше, владение умением создавать вторичные тексты. Эта работа также требует достаточно времени, которого на уроке нет. При этом далеко не все учащиеся преуспевают в этом виде деятельности. Во всех этих случаях целесообразно организовать по аналогии с уроком работу учащихся в малых группах сотрудничества в сетях. Ученики работают над одной проблемой при работе над проектом, но у каждого есть собственная роль, свое задание. Вместе с тем есть необходимость что-то обсудить, посоветоваться с партнерами. Это также можно сделать по электронной почте или в режиме чата или в Форме (разумеется, для этого необходимо, чтобы все члены группы имели домашние компьютеры и возможность пользоваться электронной почтой).

Это касается также работы по созданию вторичных текстов, особенно эссе, что дается почему-то трудно. На начальном этапе работы над созданием вторичных текстов можно давать одно задание на группе из трех человек (один сильный, один средний, один слабый). Они распределяют задание между собой, обмениваются по электронной почте результатами и постепенно создают один текст. Этот текст, если не возникает вопросов, отправляется в другую малую группу (по указанию учителя) для краткой рецензии. И только после этого работа направляется учителю (в отдельных случаях, на продвинутых этапах, может и не направляться). В следующий раз задание дается аналогичное, но индивидуально, и так далее, постепенно усложняя и сами задания, и тексты, на основе которых это задание выполняется.

На уроке организуется обсуждение полученных результатов на основе рефлексии. Учитель аргументирует свою точку зрения, ученики – свою.  Вместе оценивают работу. Таким образом, наиболее трудоемкая часть работы (чтение текста и создание вторичного текста) выполняется в качестве самостоятельной работы учащихся, в совместной деятельности или индивидуально в дистанционной форме. А обсуждение результатов, т.е. опять-таки устная, речевая практика, организуется под непосредственным руководством учителя на уроке. Вряд ли стоит еще раз говорить о том, что при необходимости, в случае возникновения трудностей, с которыми группа не может справиться сама, она может обратиться по электронной почте или, если на сайте школы есть Форум, через Форум к учителю. Какие-то вопросы можно обсудить оперативно в чате (on-line).

Такое сочетание очных и дистанционных форм обучения, еще раз подчеркнем, там, где для этого есть условия, чрезвычайно продуктивно как для базовой школы, так и в особенности для профильного обучения. Постепенно будут создаваться профильно-ориентированный, элективные курсы дистанционного обучения ,которые в ряде случаев будут вести другие учител ,возможно, из других учебных заведений. Постепенно мы все шире будем внедрять отдельные элементы дистанционной формы обучения в нашу практику, что позволит нам существенно дифференцировать учебный процесс, разгрузить его, при желании перейти на обучение по индивидуальным планам. При этом мы получим возможность значительно увеличить время устной речевой практики учащихся на уроке.

Не стоит забывать, что в основе обучения любому виду речевой деятельности, аспекту языка, лежат слухомоторные навыки. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что речевая деятельность по большей своей части предполагает живое общение. Поэтому решить все задачи овладения иноязычной речевой деятельностью только с помощью компьютера, даже если иметь в виду интенсивное общение в Интернете с носителями языка, довольно затруднительно. Все-таки живое общение, окрашенной эмоциональностью, доверительностью отношений и авторитетом учителя играет важную роль в развитии разнообразных умений не только речемыслительного плана, но и интеллектуального. С другой стороны, дистанционное обучение, основанное на широком использовании ресурсов и услуг Интернета, информационных технологий, самостоятельная деятельность учащихся с ресурсами Интернета могут оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса, решении таких задач, которые не могут быть адекватно решены иным способом. Сюда можно отнести:

·        Совершенствование необходимых лексических, грамматических навыков, умений письменной речи, чтения, аудирования на основе автономной и совместной деятельности учащихся в Интернете;

·        Гибкая система консультаций учащихся со стороны преподавателя в процессе самостоятельных видов деятельности учащихся, а также в процессе работы над проектом, над различными видами письменных творческих работ;

·        Работа по индивидуальным планам на определенных этапах работы, по отдельным разделам программы;

·        Организация элективных дистанционных курсов в профильных классах;

·        Участие в международных телекоммуникационных проектах.

Давайте двигаться не спеша рассудительно, не забывая накопленные ранее достижения, но все-таки двигаться вперед, ибо мы все на пути в информационное общество.

 

. . . . .