Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Цифровой, интерактивный и онлайн-диктанты: общее и различное

Дата публикации: 2020-10-25 15:09:49
Статью разместил(а):
Пронина Елена Владимировна

Интерактивный, цифровой, онлайн-диктант: общее и различное

Автор: Пронина Елена Владимировна

МБОУ «Школа № 13» г. Саров, Нижегородская область

 

В наше время – время цифровых технологий – актуальными и популярными становятся новые средства оценивания ЗУН обучающихся по русскому языку. В числе них находятся новые формы проведения традиционного диктанта: цифровой, нтерактивный и онлайн-диктант.

Начну я статью с определения общего значения термина «диктант».

Что же такое в общем представлении отечественных и  современных лингвистов значит термин  «диктант»?

Дикта́нт (от лат. dicto — диктую) один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают диктанты   обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.

Наиболее распространённые виды обучающих диктантов. — выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом — учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При так называемом самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. Как тексты диктантов чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).

Остановимся на определении каждого из представленных мною для анализа  видов диктанта.

Что такое «цифровой диктант»?

Цифровой диктант – простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.

Методика проведения цифрового диктанта проста: школьники записывают в соответствующей графе только цифру. Учитель имеет возможность проверить работу тут же на уроке, сверив цифры с ответами.

Составить такой диктант может любой преподаватель, используя предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по составлению, так и проверке  таких диктантов могут быть привлечены и сами учащиеся. Они делают это с удовольствием.

Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз. Он не надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным, решает проблему накопления отметок.  

Примеры применения цифрового диктанта на уроке русского языка:

Тема: «Односоставные и двусоставные предложения». Цифрой 1 отметьте односоставные предложения, 2 – двусоставные.

№п/п

Предложение

Ответ

1.

Дерево узнаётся по плодам.

 

2.

У неуживчивого человека не бывает друзей.

 

3.

От разговоров о воде мельница не заработает.

 

4.

Торопливым людям не хватает мудрости.

 

5.

Один конь тучи пыли не поднимет.

 

Ответы. Цифрой  1 отметьте односоставные предложения, 2 – двусоставные.

№п/п

Предложение

Ответ

1.

Дерево узнаётся по плодам.

2

2.

У неуживчивого человека не бывает друзей.

1

3.

От разговоров о воде мельница не заработает.

2

4.

Торопливым людям не хватает мудрости.

1

5.

Один конь тучи пыли не поднимет.

2

Тема: «Правописание наречий». 1 – пробел, 0 – контакт.

1

(в)рукопашную

 

2

(на)угад

 

3

(без)оглядки

 

4

(на)удачу

 

5

(по)тише

 

Ответы. 1 – пробел, 0 – контакт.

1

(в)рукопашную

0

2

(на)угад

0

3

(без)оглядки

1

4

(на)удачу

0

5

(по)тише

0

 

Интерактивный диктант — это сервис, который в режиме онлайн предоставляет возможность проверить свою грамотность по русскому языку. 

Например, на сайте методического центра Департамента образования Москвы размещены 14 интерактивных диктантов. Их примеры: 

1. Пушкинский диктант (Отрывок из статьи Ю.М. Лотмана «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий»).

2. Диктант к юбилею А.П. Чехова.

3. Диктант к юбилею Б.Л. Пастернака.

Все тексты в диктантах небольшие – около 200 слов. Они содержат пропущенные буквы и знаки препинания.

Как пройти интерактивный диктант? Нужно кликнуть мышкой в том месте, где пропущена буква или знак препинания. После этого откроется маленькое меню, в котором надо выбрать свой вариант ответа из числа предложенных и кликнуть по выбранному варианту. Когда будет пройден таким образом весь диктант, нажимаем на кнопку «Проверить». После нажатия на кнопку «Проверить» система автоматически проверяет правильность написания диктанта и выдает сообщение следующего содержания:

1. Орфографических ошибок: количество (число 1); 

2. Пунктуационные ошибки: количество (число 2); 

3. Общее количество ошибок: сумма (число 1 + число 2). 

После того, как был пройден один диктант, можно пройти другие диктанты в любом порядке. Кстати, такие диктанты проходят не только жители России, но и русскоговорящие люди во всех концах Земли для поддержания своего знания русского языка в иноязычной среде.

Что такое онлайн-диктант с автоматической проверкой?

Это полный аналог традиционного диктанта, только на компьютере: слушаете аудиодиктовку и печатаете текст в специальной форме. Можно использовать паузу и перемотку диктовки, а также настроить удобную скорость печати. После написания диктанта система автоматически проверит текст, поставит оценку и подробно объяснит допущенные ошибки.
Попробуйте сами: включите звук, выберите диктант и напишите его! Помимо русских диктантов у нас есть и портал с английскими онлайн-диктантами.

Как писать диктант. Когда будете готовы писать диктант, нажмите кнопку «Начать». Можно:

· увидеть и установить прогресс диктовки;

· нажать на паузу (Alt + мягкий знак);

· перемотать текст вперёд/назад по фрагментам/предложениям (с горячими клавишами);

· подобрать удобную скорость печати (диктовки).

Когда закончите писать диктант, нажмите на кнопку «Проверить» и вы получите отчет о допущенных ошибках.
Чтобы увидеть пояснение к ошибке, кликните по ней, появится комментарий с объяснениями. В конце комментария обычно есть ссылка на правило в справочниках, а также на полезные дидактические материалы.

Ученик сможет самостоятельно написать диктант под аудиодиктовку за отведённое время и получить полный разбор ошибок с предварительной оценкой. Преподаватели получат отчёт о проверке всех учеников и при необходимости смогут вручную скорректировать их оценки.

Итак, что же общего между цифровым, интерактивным и онлайн-диктантом?

Все три способа (формы) проведения диктанта способствуют проверке ЗУН обучающихся в области орфографии, пунктуации и грамматики.

Цифровой диктант, отличие от интерактивного и онлайн-диктанта, зачастую проводится учителем в письменном формате, без использования ИТ – технологий, не предполагает(точнее, не всегда!) автоматическую проверку работ обучающихся, но близок к ним оперативностью выставления отметок по русскому языку. Может использоваться на уроке как форма взаимопроверки работ учащихся (при парных или групповых формах контроля ЗУН). Такой вид диктанта зачастую используется как способ экспресс-проверки ЗУН обучающихся по определенной теме (например, при проверке навыка обучающихся определять виды связи слов в словосочетании), не затрагивая ранее изученные темы, т.е. не является формой комплексного оценивания ЗУН обучающихся по определенному разделу языкознания. Таким, образом, данная форма контроля ЗУН по русскому языку является промежуточной, а не итоговой.

Для проведения интерактивного и онлайн-диктанта всегда требуются определенные интернет-сервисы.  Данные формы проведения диктанта нацелены исключительно на проверку ЗУН в области орфографии, пунктуации, реже – грамматики.

При проведении интерактивного диктанта учащиеся только дописывают недостающие части слов.

Онлайн-диктант, в отличие от интерактивного, предполагает запись текста под диктовку на основании звукозаписи, приближен к традиционному диктанту. В отличие от традиционного диктанта, не содержит грамматического задания. Несомненным плюсом данной формы проведения диктанта является автоматическая проверка работ учащихся, указание на допущенные ошибки с их подробным комментированием.

Таким образом, представленные формы проведения диктантов конкурентоспособны, актуальны в настоящее время, время цифровых технологий, активно используются педагогами в соответствии с поставленными целями и задачами  оценки ЗУН по русскому языку.

К сожалению, на данный момент в свободном интернет-пространстве пока не представлены формы комплексного итогового контроля по русскому языку с использованием ИТ-технологий. Отдельно существуют сервисы для проведения диктантов (интерактивных и в формате онлайн) и сервисы для определения степени владения учащимися теоретических понятий и навыков в области грамматики.

. . . . .