Педагогическое управление процессом политической социализации старших подростков в СОШ
Педагогическое управление процессом политической социализации старших подростков в СОШ
Автор: Протасова Анна Сергеевна
МБОУ «Кяхтинская СОШ № 2»
Гражданами не рождаются, ими становятся в результате положительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Именно поэтому процесс политической социализации молодого поколения нашей страны в силу своей значимости и специфичности должен выстраиваться как целенаправленное педагогическое взаимодействие со старшим поколением. Считаем, что основным институтом политической социализации должно стать образование.
Особое внимание на сегодняшний день уделяется воспитательной функции системы образования. В связи с теми переменами, которые произошли за последние годы в нашей стране, возникла необходимость в адаптации к новым условиям жизни, развития процесса социализации ребенка, повышение уровня политической культуры молодежи. Необходимо развивать у молодого поколения чувство успешности, свободы, стремление к творчеству.
Анализ научной литературы по политической социализации позволяет нам остановиться на следующем определении: это процесс, в ходе которого формируется способность личности к максимальной адаптации и жизнеспособности в изменяющихся политических реалиях общества с одной стороны, и, с другой, – происходит становление собственного политического «Я», когда у человека существует четкая позиция по тем или иным политическим вопросам. То есть процесс политической социализации всегда двусторонен, личность выступает одновременно и объектом и субъектом политики.
Процесс вхождения подростков в политику в настоящее время проходит в обстановке политического и идеологического плюрализма, что выражается в разнообразии позиций и ориентации. Несмотря на это, процесс политической социализации современной российской молодежи не является бесконфликтным и линейным, он содержит в себе противоречия переходного периода. Поэтому изучение особенностей процесса политической социализации подростков в современном российском обществе является актуальной задачей.
Необходимость управленческого воздействия на процесс социализации, в том числе политической, в рамках которого происходит становление личности, является следствием несоответствия идеального типа и параметров среднестатистического подростка. Цель такого воздействия - формирование социальных и гражданско-политических качеств: самооценки, самоконтроля, ценностно-политической ориентации и социальной установки на образовательную, общественно-политическую деятельность и т.д., которые приближают личность к эталону.
Оптимальным путем решения данной проблемы, по моему мнению, будет наличие эффективной системы педагогического управления. Методы педагогического управления должны быть воспроизводимыми в условиях типичной средней школы. Политическая социализированность подростков чаще всего неоднородна, степень ее развития, как и черты личности у подростков может существенно различаться. Потребностям общества отвечает сознательная, энергичная, интенсивная учебная деятельность, обусловленная устойчивой социальной активной и гражданско-патриотической установкой.
Большое влияние на развитие личности оказывает общество. Также исследователи выделяют такие группы факторы социальной среды, как мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, в зависимости от степени их влияния на социализацию личности.
В нашей модели мы выделяем внешнюю и внутреннюю среды, объединив ряд вышеперечисленных факторов в две большие группы. Под внешней средой мы понимаем воздействие всего социума в целом, государства, а также места проживания человека. Применительно к теме нашего исследования, к внешней среде мы также относим органы управления образованием, общественно-политические организации и т.п. Под внутренней же средой мы понимаем ближайшее и непосредственное окружение личности подростка: семью, школу, друзей. Но, мы считаем, что именно в зоне ближайшего окружения, именно во внутренней школьной среде возможно целенаправленное педагогическое влияние на данный процесс.
Первым значимым компонентом вышеуказанного процесса мы считаем наличие социального заказа. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года) среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выделяется свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры и т.д.
Именно политическая грамотность и политическая культура начинают выступать первоочередными качествами современной личности. Не зря все последние агитационные компании политические партии ориентировали именно на молодежь. В подобных динамично меняющихся условиях и возникает современный социальный заказ. Общеобразовательные учреждения обязаны адекватно на него реагировать, принимая соответствующие управленческие решения.
Центральное место занимают условия педагогического управления процессом политической социализации старших подростков, среди которых я выделяю следующие:
- кадровые,
- психолого-педагогические,
- материально-технические,
- информационно-методические условия.
Среди особенностей педагогического управления политической социализацией старших подростков в средней общеобразовательной школе я выделяю следующие:
- необходима профессиональная разработка структуры (модели) и содержания педагогического управления;
- при организации педагогического управления необходимо учитывать особенности старших подростков как особой социально-демографической группы и специфику такой социальной организации как средняя общеобразовательная школа;
- эффективность данного педагогического управления зависит от того, насколько активно в него включены участники образовательного процесса (администрация, педагогический коллектив, школьники, родительская общественность), а также общественно-политические и властные структуры.
Наряду со структурой педагогического управления процессом политической социализации старших подростков, которая представлена в соответствующей моделии нашего исследования, нами было разработано и его содержание. Для этого нами была разработана Программа развития политической социализации старших подростков в средней общеобразовательной школе.
Программа представляет собой документ для работы с учащимися 9-х классов МБОУ «Кяхтинская СОШ №1», и имеет следующее содержание:
Пояснительная записка.
1. Концептуальные основы программы.
2. Разделы программы.
2.1. Положение о школьном самоуправлении «Союз деятельной молодежи».
2.2. Организационно-деятельностная игра «Кто в школе хозяин?».
2.3. Элективный курс «Политико-правовая культура современной молодежи».
3. Механизм реализации программы.
4.Оценка эффективности реализации программы.
Подводя итоги работы со школьниками, я пришла к выводу о том, что, несмотря на возраст и некую закрытость локальной школьной системы, дети демонстрируют определенный уровень своей грамотности в области политики, властных отношений и т.д. Но их отношение, а тем более общественно-политическая деятельность, не занимают приоритетной позиции в жизни, как отдельного школьника, так и в целом всего коллектива. Любая деятельность невозможна без ее преломление сквозь призму ценностей каждого человека.
Для повышения эффективности процесса политической социализации старших подростков в средней общеобразовательной школе мы разработали и начали внедрение Программы развития политической социализации школьников.
Реализации модели педагогического управления процессом политической социализации старших подростков в средней общеобразовательной школе будет эффективной, если будет сформировано необходимость понимания значения целенаправленного педагогического управления стихийным процессом политической социализации личности. При этом большое значение имеет выявление, учет и корректировка влияния внутренних и внешних факторов на политическую социализацию старших подростков. Особое внимание следует уделить активному участию в педагогическом управлении всех участников образовательного процесса при тесном сотрудничестве с общественно-политическими и властными структурами.
Необходимым условием успешности вышеуказанного процесса считаем создание модели педагогического управления процессом политической социализации старших подростков и на ее основе разработку и реализацию Программы развития в средней общеобразовательной школе.
Список литературы:
- Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках обществознания в старших классах / Т.А.Власова // Преподавание истории и обществознания в школе. № 3.
- Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина / А.А. Дегтярев // Полис.- 2014.- № 1.
- Джонсон Р.Х. Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению / Р.Х. Джонсон // КМ новости. 1985. № 1.
- Кривогуз И. М. Политология / И.М. Кривогуз. М.: Владос. 2003 г.
- Политология в России. - Вопросы политологического образования.
- Матвеев Р.Ф. Теоретическая и прикладная политология / Р. Ф. Матвеев -М.: Росспэн,2003 г.
- Суворова Н. Как лучше организовать урок / Н.Суворова // Учитель 2002. № 4.
- Юдовская А.Я. Использование игровых методов в элективном курсе / А.Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 4.