Использование музейной среды на уроках русского языка и литературы
Использование музейной среды на уроках русского языка и литературы при изучении устаревшей лексики и развитии речи учащихся
Автор: Кулыгина Екатерина Геннадьевна
МБОУ "СОШ № 17", п.Тырма, Хабаровский край
Аннотация: в статье описываются возможности использования музейной среды в школе на уроках русского языка и литературы при подготовке учащихся к восприятию произведений литературы 19 века.
Ключевые слова: музейная среда, устаревшая лексика, квест-игра.
В последние годы во многих даже небольших сельских школах были открыты музеи, музейные комнаты. Появился термин «музейная педагогика». Многие учителя используют её в своей работе, и роль музеев в деле воспитания и образования трудно переоценить. Главная задача – понять, как наиболее эффективно использовать их на разных предметах школьного курса. В своей статье поделюсь опытом работы в данном направлении.
Открывшаяся в нашей школе музейная комната имеет краеведческую направленность. Наиболее благоприятны условия использования возможностей экспозиций нашего музея для учителей истории, русского языка и литературы. В рамках школьного научного общества учащихся мы работали над изучением различных способов развития интереса к родному языку, к его пассивной устаревшей лексике, которая очень интересна и по звучанию, и по значению. Считаем, что это направление неисчерпаемо для исследования.
Так как вся русская классическая литература связана с историческими событиями и с судьбой русского народа, необходимо более глубоко проникать в мир прекрасной народной речи и изучать её. Это можно делать интеграцией курса литературы с такими школьными предметами как русский язык, история, МХК, технология, изобразительное искусство. Две работы по созданию иллюстрированного журнала-словаря были основаны на сказке Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и стихах Н.А. Некрасова о русском народе, крестьянах. Для демонстрации предметов быта русских крестьян тоже использовали экспонаты музея.
В нашем школьном музее «Истоки» несколько экспозиций, собранных из экспонатов-поделок учащихся школы за многие годы под руководством учителя технологии. Изучив их, ребята предложили варианты заданий и приёмов активного изучения и запоминания устаревших слов, демонстрируя сами предметы. В своих проектах участники НОУ работали над созданием сценария внеклассного мероприятия, в котором были использованы возможности школьного музея.
Оборудование: костюмы, стилизованные под русский народный, опорные карточки для учащихся для разных этапов работы, бумажные шаблоны для создания эскизов русского народного костюма.
Разработанный сценарий «За сокровищами русской народной речи» ориентирован на учащихся 4-8 классов. В зависимости от возраста участников можно менять уровень сложности предлагаемых заданий. Сценарий – только шаблон, который легко трансформируется и по количеству, и по сложности заданий. Главное для реализации этого сценария - наличие музея. Благодаря музейной базе ведущие могут нарядиться в стилизованные костюмы. Предлагается введение элемента активной квест-игры: поиск предметов крестьянского быта по их названию в экспозиции «Русский быт». Например, найти такие предметы: душегрейка, одна команда ищет рушник, другая – утиральник (потом с удивлением узнают, что это полотенце), рубель, туесок, ларец, ушат и др. Игра вносит соревновательный интерес.
Лексическая работа по отрывкам из художественных текстов изученных произведений заключается в том, чтобы указать слова, которые требуют дополнительного объяснения для современных школьников начальной и средней школы.
Вариант такого отрывка: «Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитым чёрными смушками, с дьявольски сплетённою плетью, которую имеет он обыкновение подгонять своего ямщика». (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
Выполняя задание, ребята узнают, что объединяет такие слова: порты, сарафан, косник, зипун, кафтан, понёва (детали крестьянской одежды); плошка, лохань, ушат, кадка, шайка (деревянная посуда); ухват, рогач, утиральник, веретено, лучина, светец (детали быта); соха, плуг, борона, серп (орудия труда). Макеты этих предметов или даже сами предметы, которые в школьном музее можно даже трогать, позволяют через зрительный образ запомнить их.
В результате такого урока в музее ребята лучше запоминают, какие писатели и поэты 19 и н.20 века поднимали в своем творчестве тему русского крестьянства, могут ответить на вопрос, для чего нужно сегодня изучать произведения 19 века. Понимают, что в дополнение к материалам книг по истории, к документальным свидетельствам истории в произведениях русской литературы мы получаем эмоциональную картину жизни народа, его переживаний, чувств, реакций на исторические события, видим нравственную оценку писателя и людей того времени, а музей предоставляет возможность прикоснуться руками к предметам старины. И здесь, видя предметы, уже проще ответить на вопросы словообразования, что такое «чугунок» или «ухват»? Как эти слова образовались? Так поиск дополнительной информации расширяет круг изучаемого на уроках русского языка и литературы материала.
Любимым мероприятием для всех ребят в стенах музея является практическая работа, мастер-класс «Красота русского костюма своими руками». После вступительного слова о русском народном костюме, после знакомства с элементами костюма предлагаем провести орфографическую, лексическую работу, как на уроке русского языка: записать названия деталей одежды (на доске, в тетради и т.п.), объяснить значение каждого слова, показать на примере костюмов в музее. Возможна демонстрация картин русских художников с изображением крестьянок в народных костюмах.
Затем творческая мастерская: выполнение эскиза русского народного костюма. Можно выполнить аппликацию по изготовленному шаблону с использованием цветной бумаги, лоскутов ткани, бисера, тесьмы и т.д. Для этого можно использовать картонные фигурки людей, которые нужно одеть в русскую народную одежду. После такой плодотворной работы, нужно рассказать о костюме, используя устаревшую лексику. Здесь ещё одна важная работа - создание устного сочинения о костюме: кто мог надеть такой костюм? Куда? Придумать историю для него.
Так в небольшом пространстве музейной комнаты в школе могут быть выполнены важные задачи по воспитанию культуры речи, любви к родному языку, родному краю и к своему народу, к его истории, культуре, традициям. В активной работе формируется самосознание, происходит становление активной жизненной позиции в деле сохранения исторической памяти. Творческие задания через поисковую работу, через создание проектов, сценариев развивают креативность и любознательность. Музейная педагогика эффективно помогает выявить неповторимую индивидуальность ученика и учителя через формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Систематическая и целенаправленная работа по приобщению детей с раннего возраста к посещению музеев воспитывает интерес к музеям как средствам расширения кругозора, культурного досуга и образовательной среды.