Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование аксиологических установок языковой личности школьника на уроках литературы

Дата публикации: 2020-11-06 01:01:19
Статью разместил(а):
Канукоева Амина Ладиновна

Формирование аксиологических установок языковой личности школьника на уроках литературы

Автор: Канукоева Амина Ладиновна

МБОУ «СОШ № 33», г. Нальчик

 

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию структуры языковой личности и вопросам формирования аксиологических ценностях на уроке литературы.

Ключевые слова: языковая личность, аксиологические установки, структура языковой личности.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО, НПО.

 

Современная антропоцентрическая научная парадигма в качестве основного исследовательского ориентира принимает личность. Соответственно, гуманитарные науки, в том числе и педагогика, «принимают человека за своеобразную архисему своих исследований» [Сальцева 1995: 35]. В силу этого образовательный процесс базируется на индивидуально-личностном подходе к обучению, учитывающем индивидуальные эмоциональные, когнитивные, коммуникативные, психологические особенности обучающихся. Ввиду этого особый интерес  для предметной области «Филология» представляет теория языковой личности (далее - ЯЛ), основным объектом исследования которой выступает ЯЛ как личность, охарактеризованная с точки зрения использования ею единиц языковой системы для осуществления различных видов речевой деятельности.

В своей работе я опираюсь на структуру ЯЛ, разработанную Ю.Н. Карауловым. Так, рассматривая ЯЛ со стороны ее интеллектуальных характеристик, в силу того, что они «наиболее интенсивно проявляются в языке и исследуются через язык» [Караулов 2010: 36], ученый выделяет три уровня ЯЛ, на каждом из которых интеллект проявляется по-разному. Первый уровень лингвист называет нулевым. Он показывает степень владения языком и, по сути, не «дает сведений о языковой личности», а лишь «составляет необходимую предпосылку ее становления и функционирования» [Караулов 2010: 36].

Поэтому нулевой уровень считается уровнем «нейтрализации» ЯЛ. О ЯЛ как таковой, по мнению Ю.Н. Караулова, можно говорить, только начиная со следующего уровня – тезаурусного, или лингво-когнитивного, на котором происходит иерархическое распределение «смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе» [2010: 36]. Иными словами, речь идет о концептуальной картине мира (далее - ККМ) отдельной личности. Третий уровень – мотивационный, целеполагающий – характеризует ЯЛ со стороны ее мотивов и целей, поведения, которые, в свою очередь, детерминируются смыслами и ценностями ККМ.

Таким образом, речевые действия ЯЛ напрямую связаны и основаны на аксиологических установках, формирующихся в процессе развития ЯЛ. На уроках литературы школьники приобщаются к русской и мировой литературе, которая считается богатейшим источником моральных и духовных ценностей человечества.

Декодируя тексты, вычленяя смыслы, идеи, вложенные в них писателями, анализируя поведение тех или иных персонажей, обучающиеся формируют аксиологические установки. Казавшиеся поначалу весьма абстрактными и непонятными морально-этические категории и духовно-нравственные принципы, становятся частью ККМ в форме конкретных образов персонажей.

Бесспорно, основными трансляторами аксиологических ценностей, в первую очередь, выступают сказки и былины. В них отражены ценностные архетипы целого народа. Причем сложные понятия добра и зла в них представлены в конкретных образах. Так, если даже ограничиться только сказками и былинами школьной программы, добро - это, конечно же, Василиса Премудрая, Иван-крестьянский сын, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, зло – Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Соловей-рабойник, Змей Горыныч и т.д. 

В авторских сказках В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, пьесе-сказке С.Я. Маршака добро персонифицировано в образах падчериц, а зло – мачех. В сказках и былинах также находят отражение представления народа о труде как важнейшем составляющем жизни человека и залогом счастья; они воспитывают в детях любовь к Родине; они учат терпению и стойкости: все трудности будут преодолены, добро одержит победу. Другого исхода не может быть.

Примечательны с точки зрения формирования ценностных ориентиров произведения В.П. Астафьева. Так, в сказе «Медной горы Хозяйка» автор утверждает ценность природы, необходимость бережного отношения к ней. Рассказ «Васюткино озеро» - это своего рода манифест человеку, живущему в гармонии с природой и понимающему ее «подсказки». Так, Васютка жестоко поплатился за свое безрассудство, но смог выбраться из тайги благодаря знанию природы, чуткому ее восприятию.  «Конь с розовой гривой» повествует о том, что любовь и доброта помогут осознать и исправить ошибки.

На уроках литературы школьники сталкиваются с проблемой социальной несправедливости. Это, безусловно, стихотворения «На Волге», «Железная дорога» Н.А. Некрасова, рассказ «Муму» И.С. Тургенева, в которых осуждается крепостное право, рабство. Проблемы чести, достоинства становятся ключевыми в произведениях «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова. Для обучающихся не возникает вопроса о том, ради чего главные герои этих произведений готовы пожертвовать жизнью. Конечно же, ради чести. Именно честь и достоинство не позволяют коменданту Белогорской крепости и Гриневу присягнуть Пугачеву даже под страхом смерти, а Калашников идет на верную смерть.

Таким образом, на примере анализа очень ограниченного круга произведений школьной программы мы видим, как происходит формирование аксиологических установок ЯЛ на уроках литературы. Эти установки формируют мировоззрение ЯЛ и определяют речевое поведение последней.

 

Библиография:

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с. 114.
  2. Сальцева Н.А. Познающий субъект и языковая личность: проблема синтеза антропологического подхода в философии и лингвистике// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., 12-14 мая 1995 г., Екатеринбург, Россия. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. – С. 35-36.

 

. . . . .