Использование ИКТ технологий на уроках химии
Использование ИКТ технологий на уроках химии
Автор: Старостина Ирина Сергеевна
МБОУ «Лакшинская школа» Богородского района Нижегородской области
Аннотация: В этой статье автор раскрывает возможности использования цифровых образовательных ресурсов как инструмента повышения качества образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, виртуальные лаборатории.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Наука «химия», в школьном курсе, считается одним из наиболее трудных школьных предметов, не случайно её изучение начинается с 8 класса. К этому времени дети знакомы со строением атома из курса физики и рядом других законов естествознания, из курса математики владеют навыками вычисления и алгоритмами решения расчётных задач. На первых уроках к новому предмету у большинства детей проявляется высокий интерес, но через некоторое время, из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, интерес у большинства восьмиклассников снижается. Учителю необходимо поддерживать и повышать познавательную активность школьников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые и дают возможность применять ЦОР на уроках, помогают решить эту задачу. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Необходимо, потому что урок с использованием ЦОР – это наглядно, красочно, информативно, познавательно, интерактивно и современно.
На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование мультимедийных пособий по химии с готовыми видеоуроками и презентациями, тестами (как в текстовом варианте, так и в программе MyTestX c возможностью прохождения тестов обучающимися на компьютере), создание собственных презентаций и использование презентаций учащихся, использование виртуальных лабораторий и электронных таблиц, применение материалов, взятых из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для уроков химии». Для удобства применения данных материалов мною создана поурочная медиатека.
Яркие анимации и презентации позволяют учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, увидеть многообразие природных соединений, сложные химические процессы и их признаки. При объяснении алгоритмов решения расчётных задач удачным способом является использование презентации с послайдовой демонстрацией отдельных действий решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к тому или иному слайду, найти свою ошибку и прорешать действия заново.
Приведу примеры ЦОР «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для уроков химии»: все для учителя «Химии» от издательского дома «1 сентября», электронный учебник по общей химии, «Алхимик» - электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию, гипермедиа - обучающий учебник "Общая и неорганическая химия», виртуальная лаборатория по химии для учащихся 8-11 классов.
Являясь экспериментальной наукой, химия осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами: демонстрационный и лабораторный эксперимент, практические и лабораторные работы на уроках и во внеурочной деятельности. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием, является одним из самых важных компонентов химической грамотности.
В своей статье мне бы хотелось подробнее рассказать об опыте использования виртуальных лабораторий по химии. В условиях дистанционного обучения, карантина, отсутствия обучающихся на уроке ,для обучающихся по индивидуальным учебным планам в условиях дома, информационные технологии, а в частности, виртуальные лаборатории, становятся незаменимыми помощниками при изучении химических соединений, их свойств и способов получения. Кроме того, при изучение токсичных или взрывоопасных веществ (например, галогенов, щелочных металлов),возможность проведения эксперимента виртуально является единственной. Виртуальная лаборатория позволяет имитировать процедуры выполнения опытов в реальной химической лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, химические установки из составляющих элементов, проводить виртуальные эксперименты и измерения, используя модели измерительных инструментов, увидеть технологию химических производств.
Выполняя домашнее задание по учебнику, практический компонент был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести контроль собственных знаний, умений и навыков. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Я отметила, что при наличии высокой степени наглядности, используя ЦОР, повышается заинтересованность и активность учащихся, наблюдается более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем и моделей. Это очень важно для усвоения химии, так как химия- это наука о строении веществ ,их свойствах и превращениях. Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю разнообразить учебный процесс, обеспечить эффективность изучения отдельных тем и дает возможность проведения более быстрого контроля знаний.
Список литературы:
1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. 1 сентября. Химия, 2005, №8, с.13-21.
2. Учебное электронное издание: Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория .(2 CD)+ Методическое пособие. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.// Методические пособие / Введение.
3. Учебное электронное издание: Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория .(2 CD)+ Методическое пособие. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004. // Методические пособие/ Примерное тематическое планирование базового школьного курса химии с использованием электронного издания «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория».
4. Шмаков Ю.А. Тесты по органической химии.- Саратов: «Лицей»,2001.-80 с.