Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование ИКТ технологий на уроках химии

Дата публикации: 2020-11-14 16:27:32
Статью разместил(а):
Старостина Ирина Сергеевна

Использование ИКТ технологий на уроках химии

Автор: Старостина Ирина Сергеевна

МБОУ «Лакшинская школа» Богородского района Нижегородской области

 

Аннотация: В этой статье автор раскрывает возможности использования цифровых образовательных ресурсов как инструмента повышения качества образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, виртуальные лаборатории.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Наука «химия», в школьном курсе, считается одним из наиболее трудных школьных предметов, не случайно её изучение начинается с 8 класса. К этому времени дети знакомы со  строением  атома  из курса физики и рядом других  законов естествознания, из курса математики владеют навыками вычисления и алгоритмами решения расчётных  задач. На первых уроках к новому предмету у большинства детей проявляется высокий интерес, но через некоторое время, из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, интерес у большинства восьмиклассников снижается. Учителю необходимо поддерживать и  повышать  познавательную активность школьников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые и дают возможность применять ЦОР на уроках, помогают решить эту задачу. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Необходимо, потому что урок с использованием ЦОР – это наглядно, красочно, информативно, познавательно, интерактивно и современно.  

На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование мультимедийных пособий по химии с готовыми видеоуроками и презентациями, тестами (как в текстовом варианте, так и в программе MyTestX c возможностью прохождения тестов обучающимися  на компьютере), создание собственных презентаций и использование презентаций учащихся, использование виртуальных лабораторий и электронных таблиц,  применение  материалов, взятых из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для уроков  химии». Для удобства применения данных материалов мною создана поурочная медиатека.

Яркие анимации и презентации позволяют учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, увидеть многообразие природных соединений, сложные химические процессы и их признаки. При объяснении алгоритмов  решения расчётных задач удачным способом является использование презентации с послайдовой демонстрацией  отдельных действий  решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к тому или иному слайду, найти свою ошибку и прорешать действия заново.

Приведу примеры ЦОР «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для уроков  химии»: все для учителя «Химии» от издательского дома «1 сентября», электронный учебник по общей химии, «Алхимик» - электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию, гипермедиа - обучающий учебник "Общая и неорганическая химия», виртуальная лаборатория по химии для учащихся 8-11 классов.

Являясь экспериментальной наукой, химия осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами: демонстрационный и лабораторный эксперимент, практические и лабораторные работы на уроках и во внеурочной деятельности. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием, является одним из самых важных компонентов химической грамотности.

В своей статье мне бы хотелось подробнее рассказать об опыте использования виртуальных лабораторий по химии. В условиях дистанционного обучения,  карантина, отсутствия обучающихся на уроке ,для  обучающихся по индивидуальным учебным планам в условиях дома, информационные технологии, а в частности, виртуальные лаборатории, становятся незаменимыми помощниками при изучении химических соединений, их свойств и способов получения. Кроме того, при  изучение токсичных или взрывоопасных веществ (например, галогенов, щелочных металлов),возможность проведения эксперимента виртуально является единственной. Виртуальная лаборатория позволяет имитировать процедуры выполнения опытов в реальной химической лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, химические установки из составляющих элементов, проводить виртуальные эксперименты и измерения, используя модели измерительных инструментов, увидеть технологию  химических производств.

Выполняя домашнее задание по учебнику, практический компонент был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести контроль  собственных знаний, умений и навыков. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Я отметила, что при наличии высокой степени наглядности, используя ЦОР, повышается заинтересованность и активность учащихся, наблюдается  более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем и  моделей. Это очень важно для усвоения химии, так как химия- это наука о строении веществ ,их свойствах и превращениях. Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю разнообразить учебный процесс, обеспечить эффективность изучения отдельных тем и дает возможность проведения более быстрого контроля знаний.

 

Список литературы:

1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. 1 сентября. Химия, 2005, №8, с.13-21.

2. Учебное электронное издание: Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория .(2 CD)+ Методическое пособие. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.// Методические пособие / Введение.

3. Учебное электронное издание: Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория .(2 CD)+ Методическое пособие. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004. // Методические пособие/ Примерное тематическое планирование базового школьного курса химии с использованием электронного издания «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория».

4. Шмаков Ю.А. Тесты по органической химии.- Саратов: «Лицей»,2001.-80 с.

 

. . . . .