Учебно-речевые ситуации как средство обучения иноязычному говорению
Учебно-речевые ситуации как средство обучения иноязычному говорению
Автор: Маннасова Римма Фанировна
ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет», Лингвистический институт, г. Барнаул
Аннотация: В этой статье автор рассматривает понятие учебно-речевой ситуации, ее структуру и типы, а также особенности их использования в процессе обучения иноязычному говорению.
Ключевые слова: учебно-речевая ситуация, типы учебно-речевых ситуаций, функции учебно-речевых ситуаций, методика обучения говорению.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
К сожалению, в связи со многими обстоятельствами, в рамках учебного процесса невозможно провести учащихся через все действительно существующие ситуации реального общения. Таким образом, умения общаться на иностранном языке (ИЯ) во время учебного процесса должны формироваться в условиях учебно-речевой ситуации (УРС), моделирующая и имитирующая реальное общение на иностранном языке.
Вот какое определение дает понятию УРС Н.Д. Гальскова: Учебно-речевая ситуация – это совокупность условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определенных речевых материалов.
В настоящее время методисты выделяют несколько типов УРС, но до сих пор не существует всеобщей классификации УРС, фиксирующей место каждого типа УРС в учебном процессе и позволяющей использовать их для достижений определенных целей. Рассмотрим несколько классификаций УРС в виде таблицы.
Таблица 1. Виды УРС
№ |
Принцип классификации |
Виды УРС |
1 |
По виду взаимоотношений между коммуникантами (По Е.И. Пассову и А.М. Стояновскому) |
1. Ситуации социально-статусных взаимоотношений. 2. Ситуации ролевых взаимоотношений. 3. ситуации деятельностных отношений. 4. Ситуации нравственных взаимоотношений. |
2 |
По степени трудности (По В.Л. Скалкину) |
1. Дополняемые. 2. Проблемные. 3. Воображаемые. 4. Ролевые учебно-речевые. |
3 |
По мнению Е.Н. Солововой |
1. Реальные 2. Проблемные 3. Условные. |
4 |
По способу создания (По Е.И. Пассову) |
1. Внеязыковые (экстралингвистические). 2. Языковые (лингвистические). |
5 |
По объему высказывания (По Т.Е. Сахаровой) |
1. Микроситуация. 2. Макроситуация. |
6 |
С точки зрения организации материала |
1. Обусловленные ситуации. 2. Необусловленные ситуации. |
М.Л. Вайсбурд, рассматривая учебно-речевые ситуации в системе приемов обучения иноязычному говорению выделяет следующие функции:
1) Общепедагогическая функция. Она предполагает формирование речевых навыков путем решения некоторых речемыслительных задач.
2) Программирующая функция. Эта функция обеспечивает решение коммуникативных задач, которые возникают в процессе речевой деятельности.
3) Фасцинативная функция. Под термином «фасцинация» подразумевают некий механизм воздействия на адресата с целью установить с ним коммуникативный контакт. К таким механизмам воздействия можно отнести интонацию, повышение или понижение голоса, выбор интересной для собеседника темы.
4) Образовательная функция. Подразумевается, что учебно – речевую ситуацию можно рассматривать как средство овладения учащимися иными культурными знаниями из жизни народа изучаемого языка.
Учитывая все вышеперечисленные функции УРС, можно сделать вывод о том, что такие речевые ситуации направлены не только на достижение определенных практических целей образовательного процесса, но также имеют значения общеобразовательные и воспитательные, способствующие формированию ученика как коммуниканта.
Одним из требований к учебно-речевым ситуациям с позиции реализации общения заключается в том, что она обязана обеспечить и действие, и взаимодействие.
Следовательно, учебно-речевая ситуация, представляющая собой ведущий способ обучения иноязычному говорению, выступает в качестве основного приема обучения ИЯ.
Методика использования учебно-речевых ситуаций (УРС) в процессе обучения ИЯ – это методика организации учебного процесса, направленная на осуществление коммуникативных и познавательных целей.
Такая деятельность должна быть организована с учетом некоторых педагогических требований, устанавливающие ее эффективность: согласованность действий учителя и класса, возрастающая самостоятельность, сознательность и мотивированность (Негневицкая, 1981).
В работе опытных учителей-практиков и исследователей методистов складывается такая система обучения, которая подразумевает участие ученика в процессе планирования подготовки учебно-речевых действий.
Формирование учебно-речевых действий (УРД) происходит в три этапа.
Первый этап формирования речевого воспроизведения предполагает: постановку перед учащимися ситуативной задачи; определение неречевых действий; определение речевых действий; актуализация языковых средств, знакомые учащимся; сообщение учащимся или самостоятельный поиск ими недостающих языковых средств.
Второй этап предусматривает автоматизацию УРД путем создания микроситуаций, представляющих собой фрагменты речевой ситуации.
Во время третьего этапа происходит возвращение к ситуациям обобщения первого этапа. Теперь они детализируются, получают различные вариации. И если на первых двух стадиях учащиеся являлись как бы наблюдателями действий, то теперь они с полным правом становятся участниками действия, получают роли, принимают решения и действуют. Использование языка подразумевает решение возникающей коммуникативной задачи, а не тренировку языкового материала.
На сегодняшний день учебно-речевые ситуации являются одним из наиболее эффективных средств в обучении общаться на иностранном языке. Речевые ситуации делают процесс обучения не только интересным, но и максимально продуктивным для учащихся, а также являются большим стимулом для изучения иностранного языка в дальнейшем.
Список литературы:
1. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул,2001.198 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М:Академия, 2006. 164с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М: Просвещение, 1991. 223с.