Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учебно-речевые ситуации как средство обучения иноязычному говорению

Дата публикации: 2020-11-24 07:49:24
Статью разместил(а):
Маннасова Римма Фанировна

Учебно-речевые ситуации как средство обучения иноязычному говорению

Автор: Маннасова Римма Фанировна

ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет», Лингвистический институт, г. Барнаул

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает понятие учебно-речевой ситуации, ее структуру и типы, а также особенности  их использования в процессе обучения иноязычному говорению.

Ключевые слова: учебно-речевая ситуация, типы учебно-речевых ситуаций, функции учебно-речевых ситуаций, методика обучения говорению.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

К сожалению, в связи со многими обстоятельствами, в рамках учебного процесса невозможно провести учащихся через все действительно существующие ситуации реального общения. Таким образом, умения общаться на иностранном языке (ИЯ) во время учебного процесса должны формироваться в условиях учебно-речевой ситуации (УРС), моделирующая и имитирующая реальное общение на иностранном языке.

Вот какое определение дает понятию УРС Н.Д. Гальскова: Учебно-речевая ситуация – это совокупность условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определенных речевых материалов. 

В настоящее время методисты выделяют несколько типов УРС, но до сих пор не существует всеобщей классификации УРС, фиксирующей место каждого типа УРС в учебном процессе и позволяющей использовать их для достижений определенных целей. Рассмотрим несколько классификаций УРС в виде таблицы.

Таблица 1. Виды УРС

Принцип классификации

Виды УРС

1

По виду взаимоотношений между коммуникантами  (По Е.И. Пассову и А.М. Стояновскому)

1. Ситуации социально-статусных взаимоотношений.

2. Ситуации ролевых взаимоотношений.

3. ситуации деятельностных отношений.

4. Ситуации нравственных взаимоотношений.

2

По степени трудности (По В.Л. Скалкину)

1. Дополняемые.

2. Проблемные.

3. Воображаемые.

4. Ролевые учебно-речевые.

3

По мнению Е.Н. Солововой

1. Реальные

2. Проблемные

3. Условные.

4

По способу создания (По Е.И. Пассову)

1. Внеязыковые (экстралингвистические).

2. Языковые (лингвистические).

5

По объему высказывания (По Т.Е. Сахаровой)

1. Микроситуация.

2. Макроситуация.

6

С точки зрения организации материала

1. Обусловленные ситуации.

2. Необусловленные ситуации.

 

М.Л. Вайсбурд, рассматривая учебно-речевые ситуации в системе приемов обучения иноязычному говорению выделяет следующие функции:

1) Общепедагогическая функция. Она предполагает формирование речевых навыков путем решения некоторых речемыслительных задач.

2) Программирующая функция. Эта функция обеспечивает решение коммуникативных задач, которые возникают в процессе речевой деятельности.

3) Фасцинативная функция. Под термином «фасцинация» подразумевают некий механизм воздействия на адресата с целью установить с ним коммуникативный контакт. К таким механизмам воздействия можно отнести интонацию, повышение или понижение голоса, выбор интересной для собеседника темы.

4) Образовательная функция. Подразумевается, что учебно – речевую ситуацию можно рассматривать как средство овладения учащимися иными культурными знаниями из жизни народа изучаемого языка.

Учитывая все вышеперечисленные функции УРС, можно сделать вывод о том, что такие речевые ситуации направлены не только на достижение определенных практических целей образовательного процесса, но также имеют значения общеобразовательные и воспитательные, способствующие формированию ученика как коммуниканта. 

Одним из требований к учебно-речевым ситуациям с позиции реализации общения заключается в том, что она обязана обеспечить и действие, и взаимодействие.

Следовательно, учебно-речевая ситуация, представляющая собой ведущий способ обучения иноязычному говорению, выступает в качестве основного приема обучения ИЯ.

Методика использования учебно-речевых ситуаций (УРС) в процессе обучения ИЯ – это методика организации учебного процесса, направленная на осуществление коммуникативных и познавательных целей.

Такая деятельность должна быть организована с учетом некоторых педагогических требований, устанавливающие ее эффективность: согласованность действий учителя и класса, возрастающая самостоятельность, сознательность и мотивированность (Негневицкая, 1981).

В работе опытных учителей-практиков и исследователей методистов складывается такая система обучения, которая подразумевает участие ученика в процессе планирования подготовки учебно-речевых действий.

Формирование учебно-речевых действий (УРД) происходит в три этапа.

Первый этап формирования речевого воспроизведения предполагает: постановку перед учащимися ситуативной задачи; определение неречевых действий; определение речевых действий; актуализация языковых средств, знакомые учащимся; сообщение учащимся или самостоятельный поиск ими недостающих языковых средств.

Второй этап предусматривает автоматизацию УРД путем создания микроситуаций, представляющих собой фрагменты речевой ситуации.

Во время третьего этапа происходит возвращение к ситуациям обобщения первого этапа. Теперь они детализируются, получают различные вариации. И если на первых двух стадиях учащиеся являлись как бы наблюдателями действий, то теперь они с полным правом становятся участниками действия, получают роли, принимают решения и действуют. Использование языка подразумевает решение возникающей коммуникативной задачи, а  не тренировку языкового материала.

На сегодняшний день учебно-речевые ситуации являются одним из наиболее эффективных средств в обучении общаться на иностранном языке. Речевые ситуации делают процесс обучения не только интересным, но и максимально продуктивным для учащихся, а также являются большим стимулом для изучения иностранного языка в дальнейшем.

 

Список литературы:

1. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул,2001.198 с.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М:Академия, 2006. 164с.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М: Просвещение, 1991. 223с.

 

. . . . .