Проблемы адаптации первокурсников в Ладожском многопрофильном техникуме
Проблемы адаптации первокурсников в Ладожском многопрофильном техникуме
Автор: Третьякова Валентина Сергеевна
Аннотация: В статье описываются проблемы адаптации первокурсников к обучению в техникуме.
Ключевые слова: адаптация, беседа, студент.
Тематическая рубрика: СПО.
Адаптация первокурсников к обучению в техникуме происходит по-разному. Так, у одних студентов адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из техникума по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.
Чтобы студенческий коллектив созданной учебной группы в короткий срок стал работоспособным, педагогический коллектив техникума разработал модель адаптации первокурсников. В реализации, которой принимает активное участие социально-психологическая служба, которая проводит отслеживание уровня успешности адаптации студентов-первокурсников, сопровождение студентов, нуждающихся в коррекционной работе.
Цель: способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи:
- оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество;
- исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов;
- готовность к профессиональной деятельности;
- определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Однако ведущую роль в процессе адаптации играют классный руководитель или мастер производственного обучения, которые проводят большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей студентов. Следуя алгоритму действий, закрепленный за группой педагог, изучает индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года.
Важное событие - первая беседа с группой. К этой встрече готовятся, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться во многом зависит от первого впечатления о техникуме, профессии, педагоге.
В этот день классный руководитель, мастер производственного обучения рассказывают студентам об истории техникума, его лучших выпускниках, традициях коллектива, ставят перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.
Важная ступень в изучении учебной группы - первые родительские собрания, которые проводятся в начале учебного года. На этих собраниях собирается информация от родителей об особенностях их детей.
В результате проведения перечисленных мероприятий складывается определенное предварительное впечатление о студенте. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым студентом, группой в целом, начинается формирование студенческого коллектива и актива группы.
Хорошим средством успешной адаптации является внеурочная работа. В неофициальной обстановке студент порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеурочной работой, классный руководитель, мастер п/о, несомненно, привлекают ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение студентов к будущей профессии.
Важную роль в формировании успешной адаптации играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый студент группы имеет поручение. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия студента предлагается группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача классного руководителя, мастера п/о и актива группы - создание условий успешной адаптации в коллективе. Ни один вопрос в группе не решается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит классного руководителя в выгодные условия в отношениях со студентами.
Важное место в учебной группе имеет спортивная работа. Совместно с педагогами дополнительного образования, учитывая интересы студентов, вовлекают первокурсников в спортивные кружки.
Эффективным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление.
Формирование коллектива студентов в учебной группе техникума имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда, приближенного к формам производственного обучения. В техникуме успешно применяется разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива.
Я понимаю, что невозможно всех студентов подогнать под заданные эталоны поведения, отношение к учёбе. Процесс социализации и адаптации студентов техникума нелёгок, и не всегда педагог может стать непререкаемым авторитетом для ребят.
Список литературы:
1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
3. Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 53-57.