STEAM-технология и школьное научное общество
STEAM-технология и школьное научное общество
Авторы: Киселёва О.Н. и Ярцев Н.Г.
МБОУ «Лучковская СОШ», с. Лучки Прохоровского района Белгородской области
Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, какое значение имеет STEAM-технология в дополнительном образовании при формировании творческих и аналитических навыков.
Ключевые слова: STEAM-технология, критическое мышление, практико-ориентированное обучение.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Cтремительное развитие технологий ведет к тому, что в будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT специалисты, инженеры big data, программисты. Система образования реагирует на такой социальный запрос появлением большого количества кружков робототехники, программирования, моделирования (STEM). Однако, все чаще и чаще звучит мысль о том, что научно-технических знаний мало. В будущем будет востребованы навыки XXI века, которые часто называют 4К.
Навыки будущего (4К) :
• Коммуникация
• Кооперация
• Критическое мышление
• Креативность.
STEAM-технология - это новая система обучения, основанная на инновационных технологиях 21 века, основной целью которой является развитие у детей мышления нового типа. Это принципиально новый подход, который разительно отличается от традиционной школьной модели обучения и основывается на развитии творческих и аналитических навыков.
Во многих странах STEAM-образование в приоритете. Суть STEM-ТЕХНОЛОГИЙ:
- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
- Формирование уверенности в своих силах.
- Активная коммуникация и командная работа.
- Развитие интереса к техническим дисциплинам.
- Креативные и инновационные подходы к проектам.
- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Ранняя профессиональная ориентация.
- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
- STEM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).
Введение основных компонентов STEM-образования помогает создать наилучшую среду для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе. Прогрессивные технологии повышают мотивацию к обучению.
Понятно, что проводить каждый урок, основываясь на интеграции и на проектном обучении вряд ли представляется возможным, потому что такие уроки сложно уместить в стандартные 45 минут. Никто не отменил оценивание работы обучающихся на уроке в форме текущей отметки. Не в каждой школе есть современные укомплектованные лаборатории.
Мы считаем, что для внедрения STEM образования хорошо подходит дополнительное образование. При согласовании программ дополнительного обучения с содержанием учебных предметов появляется возможность выйти за рамки урока для расширения учебного материала. Дополнительное образование обеспечивает усиление вариативной составляющей общего образования и способствует реализации знаний учащихся. Дополнительное образование как правило, практико-ориентированное, т.е. здесь ребёнок самостоятельно ищет способы решения практических задач, получает знания во время исследований и наблюдений за объектами, явлениями природы. Такое образование, может быть только творческим, создающим условия для поиска ребёнком собственного пути развития в соответствии с тем, что ему интересно.
Также одним из основных постулатов STEAM-образования является парное обучение в небольших группах. Так, например, на занятиях по робототехнике двое учеников работают за одним компьютером и собирают один конструктор. Это сделано совсем не для экономии учебных материалов. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе.
Исходя из опыта работы мы считаем, что хорошим решением для внедрения проектной коллективной деятельности является научное общество учащихся. Этапы работы НОУ:
1)определение тем исследовательских проектов, их реализация на школьном уровне;
2) работа на областных инновационных образовательных площадках; школа организует периодически посещение кванториума для учащихся по направлениям: робототехника, биолаборатория, программирование, психодиагностика, 3D принтеры, средства визуализации;
3) защита проектов при участии в различных конкурсах на муниципальном, региональном уровне;
4) участие заочно или в онлайн формате на всероссийских и международных конкурсах.
Мы считаем, что STEAM-технология - это путь, который сделает науку захватывающей и интересной для обучающихся.