Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Математическая география

Дата публикации: 2020-12-20 06:46:23
Статью разместил(а):
Казакова Ольга Александровна

Математическая география

Автор: Казакова Ольга Александровна

МАОУ «Средняя школа № 42», г. Петропавловск-Камчатский

 

Аннотация: В статье рассматриваются примеры использования статистических данных по Камчатскому краю на уроках географии.

Ключевые слова: география, практические задания, краеведение.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Использование математических и статистических данных широко распространено в географии, т. к. они являются неотъемлемой ее частью. Числовые данные используются в различных разделах школьного курса географии, при изучении многих тем.

Изучение регионального компонента – неотъемлемая часть школьной географии. Совмещение же математических данных и краеведческих сведений на уроке позволяет развивать интерес одновременно к математике и географии, развивать логическое и пространственное мышление

В данной статье рассматриваются примеры практических заданий, основанных на использовании различных статистических данных по Камчатскому краю.

Одной из тем, где возможно использование статистических данных, это, конечно, тема «Климат России». На уроке ребятам можно дать следующие задания:

- построить график  средних температур в Петропавловске-Камчатском, используя данные таблицы 1.

Таблица 1. Средние температуры в Петропавловске-Камчатском в 2019 г.

мес.

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

ср. темп⸰

-10,6

-10,0

-7,9

3,3

0,7

5

8,7

9,6

6,5

2,1

-4,1

8,4

- с помощью графика ответить на вопросы:

1) Какой месяц был самым теплым в 2019 г. в Петропавловске-Камчатском? Какой - самым холодным?

2) Что теплее в Петропавловске-Камчатском - осень или весна?

При изучении темы «Реки России» в 8 классе можно использовать данные о Камчатских реках для рассмотрения понятий «уклон реки» и «падение реки».

Задание: Рассчитать уклон и падение реки Камчатка, если ее длина – 758 км, высота истока - 560 м над уровнем моря, впадает в Камчатский залив Тихого океана (0 метров).

На уроке в 6 классе при изучении темы «Ветер» можно использовать следующие задания:

- Построить розу ветров для Петропавловска-Камчатского за май 2019г, используя данные таблицы 2.

Таблица 2. Преобладающие направления ветра в Петропавловске-Камчатском в мае 2019г.

направление ветра

с-в

в

ю-в

с

с-з

ю

з

ю-з

кол-во дней

4

6

8

2

4

1

5

1

- с помощью графика ответить на вопросы:

1) Какое направление ветра преобладало в  Петропавловске-Камчатском в мае 2019г?

2) Какой ветер дул реже всего?

В разделе «Население России» очень важно использование статистического материала. Пример задания: рассчитать естественный прирост в Камчатском крае за 2010-2019 годы, построить диаграмму по полученным данным. Проанализируйте диаграмму, сделайте выводы.

Таблица 3. Рождаемость и смертность в Камчатском крае за 2010-2019 годах, на 1000 чел.

годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

рожд

12,1

12,4

13,0

13,0

13,2

13,1

12,9

11,9

10,8

10,5

смерт

12,6

12,0

11,5

11,4

11,5

11,4

11,5

11,0

11,3

11,0

В статье приведены лишь несколько примеров использования математических данных о собственном крае. На самом деле, возможности использования этих данных очень широки и создают большое поле для творчества.

 

. . . . .